судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гулян Р.Ф.
судей Петрушенко Ф.П., Куденко И.Е.
при секретаре Обуховой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубарева Г. В. к УФМС России по Волгоградской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
по апелляционной жалобе Зубарева Г. В.,
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 мая 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Зубареву Г. В. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубарев Г.В. обратился в суд с иском к УФМС России по Волгоградской области об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в УФМС России по Волгоградской области, а с ДД.ММ.ГГГГ в качестве " ... " ОУФМС России по Волгоградской области в " ... " районе г. Волгограда.
Приказом начальника УФМС России по Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ к нему было применено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
С указанным приказом он не согласен, поскольку служебная проверка в отношении него была проведена во вне служебное время, чем инспектор, проводивший проверку, превысил свои полномочия. Кроме того, при проведении проверки ему не были разъяснены права и не созданы условия для их реализации, не были приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, не установлены вина, причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, а также характер и размер вреда, причиненного в результате совершения дисциплинарного проступка.
Также, указывает на тот факт, что не был ознакомлен со своими должностными инструкциями, на основании которых он должен был осуществлять свою деятельность.
В связи с чем, просил отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Зубарев Г.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и принять по делу новое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения Зубарева Г.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УФМС России по Волгоградской области Качалиной Н.Ю., возражавшей относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт совершения дисциплинарного проступка, являющегося основанием для наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, имел место, процедура привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдена, дисциплинарное взыскание назначено с учетом тяжести совершенного проступка и обстоятельств при которых он был совершен.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Зубарев Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел в УФМС России по Волгоградской области, а с ДД.ММ.ГГГГ в качестве " ... " ОУФМС России по Волгоградской области в " ... " районе г. Волгограда.
ДД.ММ.ГГГГ начальником УФМС России назначена служебная проверка по фактам нарушения служебной деятельности должностными лицами отделения УФМС России по Волгоградской области в " ... " районе г. Волгограда, выявленных в ходе проверки ООО " " ... "", во исполнение распоряжения о проведении внеплановой проверки N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ об исполнение миграционного законодательства.
Основанием для заключения служебной проверки, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником УФМС России по Волгоградской области послужили материалы уведомлений о снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства по ООО " " ... "". В ходе проверки установлено, что данные, представленные сотрудником ООО " " ... "" в адрес ОУФМС ДД.ММ.ГГГГ об убытии иностранных граждан: гражданки Мексики - М.Г., гражданина Шри-Ланка - Л.Р., " ... " года рождения; ДД.ММ.ГГГГ - гражданина Сербии - Т.С., " ... " года рождения, гражданина Сербии - Н.Д., " ... " года рождения, гражданина Испании - И.Л., " ... " года рождения, гражданки Испании - М.К., " ... " года рождения, гражданки Германии - Х.А., " ... " года рождения, гражданина Италии - Б.М., " ... " года рождения, гражданки Италии - Л.А., " ... " года рождения, нарочно получены Зубаревым Г.В., который в нарушение п. 3 должностной инструкции информацию в отношении вышеуказанных иностранных граждан в базу данных ППО "Территория" на момент проверки не внес. Кроме того, не внес и необходимую информацию в ГИСМУ. в течение 3 рабочих дней со дня приема ( ДД.ММ.ГГГГ) уведомления о прибытии гражданки Азербайджан - Г.Х., " ... " года рождения.
Приказом начальника УФМС России по Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Зубарев Г.В. предупрежден о неполном служебном соответствии за нарушение п. 3 должностной инструкции инспектора отделения УФМС России по Волгоградской области в " ... " районе г. Волгограда, выразившееся в не внесении сведений об убытии (прибытии) иностранных граждан в ГИСМУ.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: - замечание (п. 1); - выговор (п. 2); - строгий выговор (п. 3); - предупреждение о неполном служебном соответствии (п. 4); - перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел (п. 5); - увольнение со службы в органах внутренних дел (п. 6). За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 3 ст. 50 Федерального закона).
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.
В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
На основании ч. 8 ст. 51 Федерального закона до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
В силу ч. 9 ст. 51 Федерального закона о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Частью 1 ст. 52 Федерального закона предусмотрено, что служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона "О полиции", а также по заявлению сотрудника.
В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 данной статьи, продлевается на десять дней (ч. 2 ст. 52 Федерального закона).
Согласно ч. 3 ст. 52 Федерального закона, при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: - фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка (п. 1); - вины сотрудника (п. 2); - причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка (п. 3); - характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка (п. 4); - наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (п. 5).
На основании ч. 4 ст. 52 Федерального закона служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (ч. 5 ст. 52 Федерального закона).
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка: - обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя (п. 1); - имеет право (п. 2): - представлять заявления, ходатайства и иные документы (пп. "а"); - обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки (пп. "б"); - ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (пп. "в"); - потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (пп. "г").
Проведенная в отношении Зубарева Г.В, служебная проверка и оформление ее результатов в виде письменного заключения соответствуют вышеприведенным требованиям Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вывод заключения служебной проверки о нарушении Зубаревым Г.В. служебной дисциплины, выразившейся в не внесении сведений об убытии (прибытии) иностранных граждан в ГИСМУ, соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Согласно положениям должностной инструкции инспектора отделения УФМС по Волгоградской области в " ... " районе г. Волгограда Зубарева Г.В., он обязан в своей деятельности руководствоваться: Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями ФМС России, Внутренним распорядком Управления, Положением об Управлении, отделения, настоящей должностной инструкцией (п. 3).
В соответствии с п. 4.1 контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, заключенного между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, обязательным для Зубарева Г.В. является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников) отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.
Указанные положения должностной инструкции и Контракта корреспондируются с нормами п. 1 ч. 1 ст. 12, п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также п. 6 ч.1 ст. 12 данного закона, которым на сотрудника органов внутренних дел возлагается обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 года N 7-П, Определения от 21.12.2004 года N 460-О, от 16.04.2009 года N 566-О-О, от 25.11.2010 года N 1547-О-О).
Работодателем в данном случае было принято правомерное решение о наложении дисциплинарного взыскания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что не был ознакомлен с должностной инструкцией, на основании которой должен был осуществлять свою деятельность, а также при проведении служебной проверки не были приняты меры к объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, установлению его вины, причин и условий, способствующих совершения дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного им в результате совершения дисциплинарного проступка.
Данные ссылки содержатся и в апелляционной жалобе.
Оценивая данные доводы апеллянта судебная коллегия отмечает, что не ознакомление истца с должностной инструкцией не освобождает последнего от обязанности руководствоваться в своей деятельности положениями действующего законодательства, контракта о прохождении службы в органах внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ и поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей.
Иные доводы апеллянта о том, что служебной проверкой не установлена его вина, опровергаются материалами дела и выводами служебной проверки, которыми установлен состав вмененного истцу дисциплинарного проступка.
Мера дисциплинарной ответственности применена к истцу с учетом данных, характеризующих его личность, и соразмерна тяжести совершенного им дисциплинарного проступка, каких-либо нарушений прав истца при проведении служебной проверки судебной коллегией не установлено.
Таким образом, доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права, и иную оценку доказательств по делу, но они не опровергают выводы суда, которые основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зубарева Г. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.