Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гулян Р.Ф.,
судей Сукачева Д.Ю., Куденко И.Е.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Нехаева А. П. к Комитету строительства Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области - Хмелевой Н.А.
на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 06 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Нехаева А. П. к Комитету строительства Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Волгоградской области предоставить Нехаеву А. П. вне очереди благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек по установленной норме, действующей на момент предоставления жилого помещения, на условиях договора социального найма.
В остальной части исковые требования Нехаева А. П. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нехаев А.П. обратился в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области, Администрации Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что согласно выписке врачебной комиссии из протокола N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ он страдает " ... ". Постановлением администрации Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Все необходимые документы для включения в реестр лиц, относящихся к категории граждан, больных " ... ", нуждающихся в предоставлении жилого помещения были неоднократно предоставлены истцом в администрацию Нехаевского сельского поселения Нехаевского района Волгоградской области, после чего указанные документы направлялись в Министерство строительства Волгоградской области для дальнейшего выделения денежных средств на приобретение жилья. Однако сведений о внесении истца в реестр граждан, больных " ... ", проживающих в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному " ... ", в квартире коммунального заселения, в общежитии, а также семей, имеющих ребенка, больного " ... ", не имеется.
Нехаев А.П. просил суд, обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по установленной норме, действующей на момент предоставления жилого помещения, на условиях договора социального найма.
Определением Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 16 апреля 2015 года в качестве соответчика по данному делу привлечена Администрация Волгоградской области (прежнее название Правительство Волгоградской области).
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области - Хмелева Н.А., обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, постановить по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Возражая по доводам жалобы, истец Нехаев А.П. считал решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области - Хмелеву Н.А., поддержавшую доводы жалобы, истца Нехаева А.П., возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).
Пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, активные формы туберкулеза с выделением имеют Код А15 - А19.
В силу частей 5 и 7 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Нехаев А.П., зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Совместно с истцом в данном жилом помещении проживают его мать К.З.С., сестра К.Е.П., племянник К.Д.П.
Из материалов дела также следует, что Нехаев А.П. состоит на учёте в ГБУЗ "Нехаевская центральная районная больница" с диагнозом - " ... ". Имеющееся у Нехаева А.П. заболевание входит в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378.
На основании Постановления администрации Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Нехаев А.П. признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения и поставлен на учёт.
Согласно ответа Министерства строительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, истец, в связи с наличием вышеуказанного заболевания, включён в реестр граждан, больных " ... ", проживающих в квартирах, в которых нельзя выделить отдельную комнату.
Между тем, в настоящее время истец не обеспечен отдельным благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждены материалами дела.
При таких данных, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, и с учетом приведенных норм материального права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что истцу, как лицу, являющемуся " ... ", которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года, должно быть предоставлено отдельное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее установленных норм предоставления жилых помещений в черте города Волгограда.
Удовлетворяя заявленные требования в части возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию Волгоградской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости возложения данной обязанности на вышеуказанный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Статья 57 ЖК РФ представляет собой общую норму, которая не регулирует всех правовых особенностей предоставления жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Специальным законом, регламентирующим меры социальной защиты непосредственно лиц страдающих туберкулезом, является Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ".
В силу ч.5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст. 12 Закона Волгоградской области от 02.11.2004 года N 954-ОД "О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области", больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Волгоградской области.
Предоставление жилых помещений категориям граждан, указанным в части первой настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном Правительством Волгоградской области.
Кроме того, в силу ст.4 данного Закона, Правительство Волгоградской области в сфере организации противотуберкулезной помощи населению и предупреждения распространения туберкулеза: обеспечивает исполнение законов и иных нормативных правовых актов, направленных на организацию противотуберкулезной помощи и предупреждение распространения туберкулеза в Волгоградской области; разрабатывает и утверждает областные целевые программы в сфере организации противотуберкулезной помощи населению и предупреждения распространения туберкулеза в Волгоградской области, обеспечивает их финансирование и реализацию; реализует меры, направленные на социальную поддержку лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больных туберкулезом, медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в организации противотуберкулезной помощи; осуществляет руководство органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения Волгоградской области, оказывающими противотуберкулезную помощь населению и осуществляющими мероприятия по предупреждению распространения туберкулеза в Волгоградской области; осуществляет контроль за организацией противотуберкулезной помощи населению и исполнением мероприятий по предупреждению распространения туберкулеза органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения Волгоградской области; регулярно информирует население Волгоградской области о принимаемых мерах по профилактике и выявлению туберкулеза; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 года N 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области", которым пункт 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40 и 41 (части 1 и 2), в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым - обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки, следует, что субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении полномочий по внеочередному предоставлению указанным гражданам отдельных жилых помещений за счет собственных средств.
Таким образом, по смыслу правовой позиции, изложенной в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность по обеспечению граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, может быть возложена на администрацию Волгоградской области, как орган исполнительной власти субъекта РФ.
В этой связи, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции на законных основаниях возложил на администрацию Волгоградской области обязанность по реализации жилищных прав истца.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о неправомерном возложении на администрацию Волгоградской области обязанности по обеспечению граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договору социального найма во внеочередном порядке, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права и направлены на иную оценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводов, опровергающих указанные выводы суда, или дающих основания считать, что судом при рассмотрении спора допущены нарушения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, оснований, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 06 мая 2015 года оставить - без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области - Хмелевой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.