Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепков Н.Г., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" - С., на решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июня 2015 года вынесенное в отношении директора МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды N 26 от 26 февраля 2015 года, директор МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июня 2015 года постановление должностного лица о назначении административного наказания изменено: исключено указание на нарушение требований пункта 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 681. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Не соглашаясь с указанным решением судьи, директор МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" С., обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу. По его мнению, ряд допущенных нарушений устранен, учреждение не осуществляет накопление ртутьсодержащих ламп, нарушения, установленные в разных протоколах об административном правонарушении, подлежат единой квалификации.
С. извещался судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявил, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе руководителей юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу п.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 утвержденыПравила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила). В пункте 2 Правил определено, что потребителями ртутьсодержащих ламп являются юридические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением; "накопление" - хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, "место первичного сбора и размещения" - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения; "тара" - упаковочная емкость, обеспечивающая сохранность ртутьсодержащих ламп при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании;
Юридические лица разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами (пункт 3 Правил).
В силу пункта 4, 5 и 7 Правил потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов, потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (пункт 14 Правил).
Как усматривается из материалов дела, 11 февраля 2015 года в ходе плановой выездной проверки, было выявлено, что МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" расположенное в г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа, является потребителем ртутьсодержащих ламп в связи с эксплуатацией электрических ламп с ртутным заполнением, отнесенных к опасным отходам потребления. С. являясь директором МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" выполняя организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении, в нарушение пунктов 3,4,7, 14 Правил: не разработал инструкции по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям; не назначил в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами; не обеспечил накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в соответствующей таре; не обеспечил место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям в специально выделенном для этой цели помещении. При этом в сентябре 2014 года у указанного муниципального учреждения образовывались отходы в виде 300 штук отработанных ртутьсодержащих ламп, отнесенных к опасным отходам и обязанность по их предварительному сбору и временному размещению до передачи специализированной организации, в соответствии с указанными требованиями была возложена на руководителя учреждения.
Директор МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" С. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в области обращения с отходами потребления.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное должностным лицом С. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы жалобы, что нарушения были устранены, не учитывают, что на момент выявления административного правонарушения и привлечения к административной ответственности нарушение устранены не были, устранение их в последующем не влечет незаконность постановления о назначении административного наказания.
Аргументы в жалобе, что учреждение не накапливает ртутьсодержащие лампы, передавая их непосредственно специализированной организации, не учитывают следующего.
Из названных правовых норм прямо следует обязанность учреждения как потребителя, у которого образовываются опасные отходы потребления осуществлять предварительный сбор и временное размещение отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.
Такой предварительный сбор должен осуществляется в условиях исключающих негативное воздействие на окружающих, что предполагает как наличие тары, так и помещения для предварительного сбора, а также лиц ответственныхза обращение с указанными отходами.
Сведений, что отработанные в сентябре 2014 года ртутьсодержащие лампы в количестве 300 шт., предварительно не собирались самим учреждением не только не имеется, но и в жалобе С. прямо указывал, что такой сбор специализированной организацией осуществлялся по заявке заказчика (учреждения) (л.д. 227), что указывает на их предварительный сбор муниципальным учреждением. При этом тара и требования к месту такого сбора были соблюдены учреждением только после привлечения к административной ответственности.
Указание в жалобе на наличие иных протоколов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречит материалам дела, содержащим один протокол по факту выявленных нарушений.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и основаны на ином толковании норм материального права. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующем судебном постановлении.
При наличии таких обстоятельств, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июня 2015 года вынесенное в отношении директора МБОУ "Школа N 1 им. В.И. Муравленко" - С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу С. - без удовлетворения.
Судья подпись /Н.Г. Ощепков/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.