Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев протес прокурора Шурышкарского района на решение судьи Шурышкарского районного суда ЯНАО от 14 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ в отношении Ш.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя директора департамента финансов ЯНАО С. от 22 апреля 2015 года должностное лицо директор филиала ОАО "Ямалкоммунэнерго" Ш. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Решением судьи Шурышкарского районного суда от 14 июля 2015 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На решение судьи прокурор Шурышкарского района принес протес, в котором просил его отменить. В обоснование указал, что Ш. действовал на основании доверенности ОАО "Ямалкоммунэнерго" (далее Общество), самостоятельно распоряжался денежными средствами, находящимися на счетах в банках, уполномочен на перевод их со счета, проведение иных операций с правом первой подписи на финансово-платежных документах, счетах без согласия ОАО "Ямалкоммунэнерго". Ш. нарушил условия предоставления субсидии путем непроведения своевременных расчетов с поставщиками топливно-энергетических ресурсов при наличии соответствующих прав на распоряжение денежными средствами в соответствии с доверенностью. При вынесении решения судьей нарушены требования ст. 26.2 КоАП ПФ, оно является незаконным и подлежит отмене.
Прокурор, Ш., его представитель, должностное лицо департамента финансов ЯНАО извещены судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, на основании п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами протеста, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, обстоятельства исключающие производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.15 5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 7 Закона ЯНАО от 25.11.2011 года N 136-3AO "О компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями ЯНАО по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из окружного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом ЯНАО об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно ч. 3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий.
Условия и порядок предоставления субсидий организациям коммунального комплекса ЯНАО установлены Правительством ЯНАО.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления субсидий из бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса, осуществляющим предоставление коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в связи с соблюдением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 23.12.2011 г. N 1011-П (регулировавшим правоотношения на момент совершения вмененного правонарушения), установлены условия предоставления субсидий организациям коммунального комплекса, одним из которых является обеспечение своевременных расчетов организаций коммунального комплекса за поставленные топливно-энергетические ресурсы (в том числе за топливо, поставленное в рамках централизованного досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов), используемые для производства энергии, в объеме, предусмотренном в тарифе на соответствующий период.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.04.2015 года установлено, что директор филиала ОАО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе Ш. в течение с мая по октябрь 2014 года допустил нарушение требований Бюджетного кодекса РФ, а именно условий предоставления субсидий: не обеспечил своевременные расчеты организации за поставленные топливно-энергетические ресурсы (в том числе за топливо, поставленное в рамках централизованного досрочного завоза продукции(товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завода грузов), используемые для производства энергии, в объеме, предусмотренном в тарифе на соответствующий период.
Так ОАО "Ямалкоммунэнерго" по заключенным с ГУП ЯНАО "Ямагосснаб" в 2013-2014 годах договорам о поставке нефтепродуктов и каменного угля в населенные пункты Шурышкарского района имелась задолженность в сумме "данные изъяты" рублей за 2014 год, за 2013 год - в сумме "данные изъяты" рублей. По сверкам расчетов между Обществом и ГУП ЯНАО "Ямалгосснаб" оплата поставленных энергоресурсов Обществом не исполнялась, на 31.12.2014 года задолженность составляла "данные изъяты" рублей.
Должностным лицом, ответственным на соблюдение условий предоставления субсидий, признан директор филиала Общества Ш..
Судья установил, что в действиях Ш. отсутствует состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, поскольку отсутствует вина Ш. в несвоевременности расчетов с поставщиками за поставленные ресурсы.
Данный вывод является обоснованным.
Из материалов дела следует, что Ш. согласно должностной инструкции как директор филиала осуществляет решение вопросов текущей деятельности Филиала, в рамках выданной ему Обществом доверенности (п. 1.6), имеет право представлять Общество и филиал в государственных органах РФ (пункт 3.2), действовать от имени и в интересах Филиала, открывать расчетный счет в банках с письменного согласия исполнительного органа Общества, по согласованию с исполнительной дирекцией распоряжаться находящимися на нем денежными средствами, в том числе переводить денежные средства на счета, проводить иные операции с правом первой подписи на финансово-платежных документах от имени филиала (пункт 3.3), заключать, подписывать и исполнять договоры, соглашения, контракты, необходимые для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности филиала, в пределах средств, утвержденных филиалу по смете (пункт 3.4).
Согласно доверенности N от 18.03.2014 года Ш. имел право заключать, подписывать и исполнять договоры, соглашения, контракты, необходимые для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности филиала, заключать дополнительные соглашения к ним, в том числе договоры подряда проведения работ, оказания услуг сторонними организациями в пределах средств, утвержденных филиалу ОАО "Ямалкоммунэнерго" в Шурышкарском районе по смете (бюджету), за исключением сделок, превышающих сумму "данные изъяты" рублей, по которым плательщиком является филиал Общества. Сделки, по которым плательщиком является филиал Общества в Шурышкарском районе, превышающие "данные изъяты" рублей, а также сделки по заключению договоров аренды или отчуждения имущесты заключаются только с письменного согласия Исполнительного директора Общества. Сделки, по которым филиал не является плательщиком, заключаются на любую сумму.
Ш., заключая соглашения о предоставлении субсидий, действовал в пределах своих полномочий, однако распоряжение же данными средствами производилось с письменного согласия Общества, и оплата задолженностей за поставленные ресурсы не зависела от действий Ш., так как производилось с согласия (указания) основного Общества.
Договоры на поставку топливно-энергетических ресурсов, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении, заключались между ГУП "Ямалгосснаб" и ОАО "Ямалкоммунэнерго" в лице исполнительного директора П., ответственность по указанным договорам несет ОАО "Ямалкоммунэнерго", в том числе и в случае неоплаты или несвоевременной оплаты продукции поставщика "Ямалгосснаб" (л.д.82-145).
Поскольку должностным лицом, вынесшим постановление, вина Ш. не установлена, не доказано, что ответственность за несвоевременную оплату задолженностей за поставленные ресурсы несет именно он, при условии, что директор филиала мог распоряжаться денежными средствами только с письменного согласия Общества.
Доводы протеста об обратном противоречат материалам дела и установленным судьей обстоятельствам, отклоняются как необоснованные.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении или решении отмена постановления или решения по делу об административном правонарушении, как окончательных актов, которыми дело разрешено по существу, возможно только в случаях, когда такой акт вынесен с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных тем же Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Указанное означает, что изменение к худшему правового положения лица, в отношении которого вынесено окончательное решение по делу, возможно исключительно при наличии новых обстоятельств или существенных нарушений и может быть произведено только в точном соответствии с законом. В указанных случаях необходимо соблюдение требования формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, а также приобретённых прав и обязанностей.
Оснований, предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ, для отмены решения судьи не имеется, нарушений процессуальных требований, предусмотренных административным законом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при вынесении решения допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Решение судьи Шурышкарского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2015 года оставить без изменения, протест прокурора - без удовлетворения.
Судья суда ЯНАО (подпись) Н.В. Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.