Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.,
и судей Дьякова А.Н., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Михайловой Ю. А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 июня 2015 года об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации города Омска, департаменту образования администрации г. Омска, департаменту финансов и контроля администрации города Омска о возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном детском образовательном учреждении, компенсации морального вреда.
УСТАНОВИЛА:
Михайлова Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Омска, департаменту образования и департаменту финансов и контроля администрации г.Омска о возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном детском образовательном учреждении, взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование, что имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь ТПС, " ... "2013 года рождения.
16.09.2013 на основании ее заявления ребенка поставили на очередь для получения места в БДОУ и зарегистрировали в книге учета будущих воспитанников детского сада N 140 Кировского АО г. Омска. Она неоднократно обращалась в департамент образования с заявлением о предоставлении места ее ребенку в детском дошкольном учреждении, однако в удовлетворении просьбы ей было отказано в связи с отсутствием мест. Полагает отказ незаконным, дискриминационным, нарушающим право ее ребенка на доступ к дошкольному образованию, что причиняет ей и её ребенку моральный вред. Просила обязать ответчиков создать ее ребенку место и допустить его к получению бесплатного дошкольного образования в МДОУ г. Омска до 01.01.2016, взыскать 30 000 рублей компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, при надлежащем их извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Михайлова Ю.А., указывая на нарушения судом норм материального и процессуального права. Ссылается на несоблюдение ответчиком сроков предоставления ее ребенку места в БДОУ, вынесение решения с учетом не соответствующих действительности данных о комплектовании групп в БДОУ г. Омска. Полагает, что судом не было учтено затруднительное материальное положение ее семьи, что отказ в компенсации морального вреда незаконен. Отмечает, что ранее существовала иная судебная практика рассмотрения аналогичных дел в регионе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.77-82), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими нормативно правовыми актами РФ.
В силу ч.1 ст.64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст.67 Федерального закона N 273-ФЗ).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст.55 Федерального закона N 273-ФЗ. Так, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим ФЗ предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ч.1). Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей названную деятельность, самостоятельно (ч.9).
Согласно ч.2 ст.67 названного закона, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3 ст.67 названного закона).
При этом в силу ч.4 ст. 67 названного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 (особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ) настоящего ФЗ. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Части 5 и 6 указанной статьи регламентируют основания соответственно организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения и основания организации конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе.
В силу пункта 18 Положения о департаменте образования администрации г.Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 413, предоставление общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск является компетенцией департамента образования администрации г.Омска.
Согласно пунктам 9,16-18,23 Порядка комплектования бюджетных образовательных учреждений г.Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования, утвержденного приказом департамента образования администрации города Омска от 21.11.2014 N ДО/155 (ред. от 23.06.2015), комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. Комиссия учитывает дату рождения ребенка и дату регистрации ребенка в Книге учета, основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием. Изменение номера очереди возможно в следующих случаях: родители (законные представители) ребенка изменили номер учреждения, в которое зарегистрирован ребенок; родители (законные представители) ребенка представили в Комиссию подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного или первоочередного права предоставления ребенку места в учреждении. Комиссией может быть отказано в выдаче путевки в дошкольное учреждение только в случае отсутствия свободных мест. В период комплектования учреждения родители (законные представители) детей, подлежащих устройству в учреждения, согласно очередности приглашаются в Комиссию при помощи средств связи, указанных в Книге учета, для получения путевки. Дополнительного заявления в Комиссию для получения путевки не требуется. Прием детей в учреждение осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. Право на внеочередное и первоочередное определение детей в учреждение имеют льготные категории граждан.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента РФ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 N 599 Правительству РФ поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.02.2009 N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как было установлено судебным разбирательством, истец Михайлова Ю.А. является матерью несовершеннолетней ТПС, " ... "2013 года рождения, отцом ребенка является ТСА
16.09.2013 ТПС зарегистрирована комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений по Кировскому АО г.Омска в "Книге учета будущих воспитанников ДОУ" для получения места в ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 140", льгот не имеет. Повторное посещение комиссии установлено в мае-апреле 2015 года. Таким образом, на момент постановки на учет ребенку истца было менее месяца.
Как следует из ответа департамента образования администрации г.Омска от 22.04.2015 в БДОУ г. Омска "Детский сад N 140", куда зарегистрирован ребенок истца, ранее ТПС зарегистрировано и ожидает предоставления места 51 ребенок 2013 года рождения, из них 9 детей граждан льготной категории. Направить ТПС в настоящее время в одно из дошкольных учреждений не представляется возможным. ТПС будет определена в одно из дошкольных учреждений в порядке очередности в соответствии с датой регистрации.
Согласно информации, представленной департаментом образования администрации г. Омска 10.06.2015 по запросу суда, в БДОУ г. Омска "Детский сад N 140", куда зарегистрирован ребенок истца, ранее ТПС зарегистрированы и ожидают предоставления места 39 детей 2013 года рождения, из них 6 человек - дети льготной категории граждан. В дошкольные учреждения NN 5,65,90,100,139,211,339,341,355,359,369, ранее ТПС зарегистрированы и ожидают предоставление места 238 детей 2013 года рождения, из них 51 человек - дети льготной категории граждан. Направить ТПС в настоящее время в одно из дошкольных учреждений не представляется возможным. ТПС будет определен в одно из дошкольных учреждений в порядке очередности в соответствии с датой регистрации в Книге учета. Указанные в запросу дошкольные учреждения NN30, 245 являются учреждениями коррекционной направленности и реализуют основную образовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной и коррекционной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией и тяжелыми нарушениями развития речи, Михайлова Ю.А. может обратиться в комиссию департамента образования администрации г. Омска по комплектованию муниципальных образовательных учреждений и предоставить справку от врача-фтизиатра или заключение медико-психолого-педагогической комиссии.
Также департаментом образования администрации г. Омска сообщено, что в 2014 году в Кировском АО г. Омска осуществлено строительство двух дошкольных учреждений на 730 мест, проведен ремонт трех действующих образовательных учреждений на 252 места. В 2015 году для создания дополнительных мест в Кировском АО г. Омска ведется строительство трех новых зданий детских садов на 1150, осуществляются действия направленные на приобретение нового здания детского сада в границах улиц 1-я Островская - Крупская - Перелета - Б. Архитекторов, завершен капитальный ремонт двух зданий дошкольных учреждений на 480 мест, завершается капитальный ремонт еще двух зданий дошкольных учреждений 480 мест, ведется реконструкция зданий двух образовательных учреждений и строительство пристроек к ним на 300 мест, ведутся ремонтные работы в пяти образовательных учреждениях для открытия в них дополнительных групп на 390 мест.
В материалы дела департаментом образования администрации г. Омска представлены сведения о комплектовании дошкольных образовательных учреждений г. Омска на 2013-2014 год, а также на начало 2014/2015 учебного года, которые также свидетельствуют о наличии очередности, превышении планового количества детей в детских садах фактическому их наличию и отсутствии свободных мест в ДОУ.
Количество групп в Учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории РФ действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 и вступившие в силу с 30.07.2013.
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей (п.1.4 СанПиН).
Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (п. 1.5 СанПиН).
Так, пунктом 1.10 ранее действовавших СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" было предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Судом установлено, что в настоящее время количество групп в существующих ДОУ на территории г.Омска недостаточно для обеспечения всех нуждающихся.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к дошкольному образовательному учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Реализация истцом конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении детей истца.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Омска от 01.12.2011 на администрацию г.Омска возложена обязанность принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в МДОУ лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01.01.2015.
Определением Центрального районного суда г.Омска от 08.12.2014 предоставлена до 01.01.2016 отсрочка исполнения названного решения.
Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, ответчиком разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования г.Омска" (2009-2013 годы), утвержденная постановлением администрации Омска от 30.03.2009 N223-п.
В рамках указанной программы в настоящее время осуществляется реализация мероприятий по увеличению количества мест для детей дошкольного возраста по следующим направлениям: восстановление "резервных" групп в существующей системе МДОУ; открытие дошкольных групп полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе бюджетных общеобразовательных учреждений; перепрофилирование зданий, переданных в муниципальную собственность, под БДОУ; открытие групп полного дня в зданиях филиалов школ; создание семейных групп на базе бюджетных дошкольных учреждений; поддержка негосударственного сектора дошкольного образования; строительство детских садов.
В 2012 году открыто 29 дополнительных групп, в I квартале 2013 года открыто 7 дополнительных групп. В декабре 2012 года по условиям контракта завершено строительство детского сада на 140 мест в микрорайоне "Кристалл" Кировского АО г.Омска. Принимаются меры по восстановлению дошкольных образовательных учреждений по улицам Круговая, Энтузиастов, 6-я Линия, Любинская в г.Омске, в связи с чем, произойдет увеличение количества мест для детей дошкольного возраста на 600 единиц.
Для создания дополнительных мест дошкольного образования в 2013 году введено дополнительно 3 156 мест, в том числе завершено строительство трех зданий детских садов в Кировском АО г.Омска, завершено строительство дополнительного корпуса здания БДОУ г.Омска "Детский сад N 4" на 150 мест, проведен капитальный ремонт 6 зданий дошкольных учреждений, где создано более тысячи дополнительных мест; открыто 27 групп на 770 мест в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях; открыто 16 групп для 416 детей в возрасте от 4 до 7 лет на базе общеобразовательных учреждений; дополнительно открыто 30 новых групп на 603 места в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях.
В 2014 году для создания 5 262 дополнительных мест дошкольного образования осуществлено строительство трех дошкольных учреждений на 1 090 мест в микрорайоне "Кристалл-2", микрорайоне Московка-2 (ул. Светловская), микрорайоне "Прибрежный", проведен ремонт 11 действующих образовательных учреждений создано 540 дополнительных мест в различных округах города, завершена реконструкция здания детского сада по ул. Багратиона на 330 мест, проведен капитальный ремонт 9 зданий бывших детских садов на 1 505 мест, дополнительно выдано 1 097 путевок в действующие бюджетные образовательные учреждения, создано дополнительно 700 мест в негосударственном секторе дошкольного образования.
В 2015 году для создания дополнительных 5 260 мест проводятся мероприятия направленные на строительство 5 новых зданий детских садов на 1970 мест, реконструкцию 5 зданий образовательных учреждений (строительство пристроек к ним) на 750 мест, проведение ремонтных работ в 23 бюджетных учреждениях для открытия 78 групп на 2240 мест, приобретение здания детского сада на 300 мест, осуществляются проектно-изыскательские работы для строительства 11 зданий детских садов на 2090 мест, для реконструкции 2 зданий образовательных учреждений на 516 мест с вводом объектов в эксплуатацию в 2016 году, рассматривается вопрос о приобретении у частных инвесторов двух строящихся зданий дошкольных образовательных учреждений на 450 мест.
Учитывая тот факт, что разрешение проблемы нехватки мест в ДОУ требует значительных денежных вложений, отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, предпринятые ответчиком меры по увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений, созданию новых и реконструкции старых зданий с целью размещения в них детских садов, суд обоснованно не усмотрел виновного бездействия со стороны администрации города Омска и департамента образования администрации г.Омска.
Суд первой инстанции, верно установив юридически значимые обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, принимая во внимание, что ребенок истца поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, со стороны администрации города Омска, департамента образования администрации г.Омска отсутствует бездействие, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях с целью обеспечения всех нуждающихся путевками, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении.
Ссылка апеллянта на письмо Министерства образования и науки РФ от 30.07.2007 N 03-1883, согласно которому место в ДОУ должно быть предоставлено в реальные сроки от 1 месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад, о незаконности решения суда не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что решение вынесено с учетом не подтвержденных данных о комплектовании групп в БДОУ г.Омска основанием для отмены постановленного решения не являются, поскольку в материалы дела департаментом образования представлены сведения о комплектовании дошкольных образовательных учреждений. Судом апелляционной инстанции проверена возможность устройства ребенка истца в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Указание в жалобе на то, что пустующие групповые помещения в БДОУ г. Омска сдаются в аренду, о чем прокурором г. Омска вынесено представление мэру г.Омска, на законность постановленного решения не влияют и подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно ответу мэра г. Омска на представление прокурора г. Омска от 24 мая 2013 N 21-04-2013/9216 "Об устранении нарушений законодательства об образовании" в период демографического спада в городе Омске с целью сохранения имущественного комплекса пустующие помещения ряда дошкольных образовательных учреждений были переданы в аренду негосударственным образовательным учреждениям. Во всех помещениях за счет арендаторов были выполнены ремонтно-восстановительные работы и оборудованы группы частных детских садов. Вопросы о предоставлении данных помещений в аренду рассматривались на заседании комиссии по контролю за использованием объектов социальной инфраструктуры для детей. Указанные помещения были закреплены за дошкольными образовательными учреждениями на праве оперативного управления в целях поддержки альтернативного вида дошкольного образования, дальнейшего заключения договоров аренды сроком на 5 лет было принято решение о передаче данных помещений в муниципальную казну г. Омска. Принятию соответствующего решения предшествовала положительная экспертная оценка. В данном случае отсутствуют факты изменения назначения нежилых помещений объектов социальной инфраструктуры для детей, так как договоры аренды заключались с сохранением целевого использования. Все помещения используются под деятельность, направленную на реализацию программ дошкольного образования.
Два здания бывших дошкольных учреждений, переданных в безвозмездное пользование негосударственным образовательным учреждениям, были переданы в муниципальную собственность в 1993 и 1995 годах как неиспользуемые имущественные комплексы. В муниципальной системе образования для размещения дошкольных учреждений указанные здание не использовались и были переданы в аренду, а затем в безвозмездное пользование НОУ "Видергенбурд" и "Славянская школа в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия", которые наряду с общеобразовательной деятельностью реализуют программы дошкольного образования детей.
Поскольку факт виновного бездействия в предоставлении истцу места для ее ребенка в детском саду не установлен, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для компенсации морального вреда. Доводы апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению.
Доводы об оставлении без внимания тяжелого материального положения семьи истца, на правомерность позиции суда повлиять не могут, поскольку данное обстоятельство само по себе основанием для первоочередного или внеочередного предоставления места в детском саду быть не может.
Ссылки подателя жалобы на существование иной судебной практики разрешения споров данной категории, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 30 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.