Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Касацкой Е.В., Пшиготского А.И.,
при секретаре Шульгиной А.А.
рассмотрела в судебном заседании 09 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска на решение Советского районного суда г. Омска от 30 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Кашанского В.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в САО г. Омска о включении периода службы в Советской Армии в стаж, для назначения доплаты к пенсии периодов работы, назначении доплаты к пенсии удовлетворить.
Включить Кашанскому В.Г. период службы в Советской Армии с " ... " по " ... " в стаж работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах по добыче угля, дающий право на доплату к пенсии.
Признать за Кашанским В.Г. право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", и возложить на ГУ - УПФР в САО г.Омска обязанность производить Кашанскому В.Г. с " ... "г. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кашанский В.Г. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска о включении в специальный стаж периода военной службы по призыву в Советской Армии и возложении обязанности назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности". В обосновании исковых требований указал, что является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена ему со снижением пенсионного возраста по Списку N1 в соответствии с п.п. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как работнику организаций угольной промышленности. При назначении пенсии по старости на льготных условиях его специальный стаж составлял " ... " года " ... " месяца " ... " дня, то есть более 20 лет он отработал в качестве подземного горнорабочего и машиниста горных выемочных работ (ведущие профессии). Решением Советского районного суда г. Омска от " ... ", вступившим в законную силу, в льготный стаж истцу включен период военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с " ... " по " ... " ( " ... " года " ... " месяца " ... " дней). " ... " Кашанский В.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом N 84-ФЗ, однако " ... " пенсионным органом принято решение об отказе в назначении дополнительного социального обеспечения как работнику угольной промышленности в связи с недостаточностью стажа на ведущих профессиях.
Просил суд обязать ответчика назначить ежемесячную доплату к пенсии с " ... ".
Истец Кашанский В.Г. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска - Ефимова Л.И. иск не признала, суду пояснила, что период службы в рядах Советской Армии с " ... " по " ... " не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, так как не относится к периодам работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Кашанского В.Г. При этом указывает, что суд необоснованно включил в льготный стаж истца период его военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ-84 не предусмотрено включение в стаж периода военной службы по призыву при исчислении продолжительности стажа работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГУ УПФ РФ в САО г. Омска Сидорову С.В., поддержавшую жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что с " ... " Кашанский В.Г. является получателем трудовой пенсии по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ N 174-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая была ему назначена на льготных условиях.
Из протокола и решения о назначении пенсии Кашанскому В.Г., а также расчета его льготного стажа следует, что при назначении пенсии истцу был засчитан весь стаж работы в угольной промышленности и стаж его работы на подземных работах (ведущих профессиях), продолжительность которого на дату назначения пенсии истцу составила " ... " года " ... " месяца " ... " дня.
Решением Советского районного суда г. Омска от " ... ", вступившим в законную силу, истцу в льготный стаж (Список N1) включен период военной службы по призыву с " ... " по " ... " ( " ... " года " ... " месяцев " ... " дня).
Решением N " ... " от " ... " отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации в САО г. Омска Кашанскому В.Г. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии на основании п. 6 ст. 4 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ из-за отсутствия необходимого стажа. При этом ответчиком не засчитан в стаж для начисления вышеуказанной доплаты период военной службы по призыву с " ... " по " ... ".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, исчисление стажа работы, дающей право на указанную выше доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и истец имеет необходимый стаж.
Статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что спорный период военной службы по призыву надлежит включить истцу в стаж, дающий право на получение дополнительного социального обеспечения, поскольку в соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась также служба в составе Вооруженных Сил СССР и в случае пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "к", по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготную пенсию, не должен превышать имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Решением Советского районного суда от " ... ", вступившим в законную силу, период военной службы приравнен к работе, которая следовала за окончанием военной службы продолжительностью " ... " года " ... " месяцев " ... " дня (ст. 61 ГПК РФ).
В такой ситуации суд первой инстанции обоснованно включил Кашанскому В.Г. в стаж работы по Списку N 1 для права на доплату и размер ее исчисления по Федеральному закону N 84-ФЗ от 10.05.2010 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" период с " ... " по " ... ".
Поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении доплаты, истец имел необходимый стаж, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика произвести указанные выплаты.
Вместе с тем, определяя дату, начиная с которой пенсионный орган должен произвести Кашанскому В.Г. названные выплаты, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 84-ФЗ от 10.05.2010 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций уголовной промышленности" назначение и возобновление доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 01 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 01 апреля по 30 июня.
Как было указано выше, поскольку Кашанский В.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении спорной доплаты к пенсии " ... " следовательно, последняя должна была быть ему назначена с " ... ".
Таким образом, решение суда в части даты назначения Кашанскому В.Г. ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ подлежит уточнению.
В остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Приведенные ГУ УПФ РФ в САО г. Омска в апелляционной жалобе доводы о том, что имеющегося льготного стажа для назначения доплаты к пенсии недостаточно и период военной службы по призыву не относится к льготной работе основаны на неверном толковании правовых норм, а потому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Омска от 30 июня 2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в САО г. Омска без удовлетворения.
Абзац третий резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
Обязать отдел Пенсионного фонда в Советском АО г. Омска назначить Кашанскому В.Г. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с " ... ".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.