Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Касацкой Е.В., Пшиготского А.И.,
при секретаре Шульгиной А.А.
рассмотрела в судебном заседании 09 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя Лопухиной Н.Л. - Новиковой О.А. на решение Советского районного суда г. Омска от 26 июня 2015 года, которым постановлено:
"Требования Лопухиной Н.Л. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО г. Омска включить в льготный трудовой стаж Лопухиной Н.Л., " ... " года рождения, период курсов повышения квалификации с " ... " по " ... " года.
В удовлетворении остальной части иска Лопухиной Н.Л. отказать.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО г. Омска в пользу Лопухиной Н.Л. " ... " руб. расходов на оплату услуг представителя, " ... " руб. за доверенность, " ... " руб. расходов по уплате государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лопухина Н.Л. обратилась с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указала, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в САО г. Омска от " ... " ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической работы, в который необоснованно не включены: период работы пионерской вожатой с " ... " по " ... ", старшей пионерской вожатой с " ... " по " ... " в школе N " ... " г. Омска; периоды работы в должности директора " ... " школы-детского сада N " ... " с " ... " по " ... " и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ " ... " с " ... " по " ... "; в должности заведующей МОУ " ... " с " ... " по " ... ", с " ... " и по настоящее время; периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования (т.е. с 12.12.1999) в связи с отсутствием кода льгот; период обучения в " ... " с " ... " по " ... "; обучения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ".
С отказом не согласна, просила обязать ответчика включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить ей такую пенсию с " ... ".
Истица Лопухина Н.Л., ее представитель Новикова О.А. в судебном заседании иск поддержали.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Советском АО г. Омска - Ефимова Л.И. иск не признала, суду пояснила, что периоды работы истицы в должности пионерской вожатой и старшей пионерской вожатой не подлежат включению в специальный стаж, так как в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 1959 года у Лопухиной Н.Л. отсутствует не менее 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Период ее обучения в вузе с " ... " по " ... " обоснованно исключен из специального стажа ввиду того, что отсутствуют необходимые на то условия: периоду обучения должна предшествовать и непосредственно за ней следовать педагогическая деятельность. Работа в должности директора " ... " школы-детского сада после 01.09.2000 исключена из педагогического стажа Лопухиной Н.Л., поскольку не представлены доказательства факта выполнения преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю. Кроме того, после 12.12.1999 на лицевом счете истицы код льготы отсутствует. Период нахождения на курсах повышения квалификации к периодам работы по специальности не относится, следовательно, из подсчета продолжительнсти специального стажа исключается.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Лопухиной Н.Л. - Новикова О.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает, что периоды работы истицы в должности пионерской вожатой и старшей пионерской вожатой подлежат включению в специальный стаж независимо от времени возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обращения за ее назначением.
Ссылаясь на п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 1397, указывает, что в период с " ... " по " ... " Лопухина Н.Л., осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении и находилась в учебном отпуске, что дает ей право на включение в выслугу лет периода ее обучения в " ... " Кроме того, работа Лопухиной Н.Л. в должности заведующей МОУ " ... " с " ... " по " ... ", с " ... " и по настоящее время является педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку данное учреждение поименовано Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР N 463, Постановлениями Правительства РФ N 1067 и N 781; трудовая деятельность в указанном учреждении осуществлялась истицей в течение полного рабочего дня.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Лопухиной Н.Л. - Новиковой О.А., поддержавшую жалобу, представителя ГУ УПФ РФ в САО г. Омска Сидорову С.В., согласившуюся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в САО г. Омска от " ... " N " ... " Лопухиной Н.Л. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической работы, в который не включены следующие периоды:
- с " ... " по " ... " в должности пионерской вожатой, старшей пионерской вожатой с " ... " по " ... " в школе N " ... " г. Омска;
- работа должности директора " ... " школы-детского сада N " ... " с " ... " по " ... " и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ " ... " с " ... " по " ... "; в должности заведующей МОУ " ... " с " ... " по " ... ", с " ... " и по настоящее время;
- не зачтены периоды работы после регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования (т.е. с 12.12.1999) в связи с отсутствием кода льгот;
- период обучения в " ... " с " ... " по " ... ";
- обучения на курсах повышения квалификации с " ... " по " ... ".
Без учета указанных периодов педагогический стаж истца, по мнению пенсионного органа, составил " ... " лет " ... " месяцев " ... " дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
Лопухина Н.Л. полагала отказ незаконным, обжаловала его в судебном порядке.
Принимая решение о частичном отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Лопухиной Н.Л. в обжалуемой части, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии с пп.19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 3 приведенной нормы определено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, исходя из Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункт 1.8. раздела "Наименование учреждений" данного Списка включены детские сады всех наименований, в пункт 1.7 включены образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста - начальная школа-детский сад, в том числе компенсирующего вида, в пункт 1.12 включены другие образовательные учреждения для детей - межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, относящиеся к общеобразовательным учреждениям. В пункт 1 раздела "Наименование должностей" включены "директор (начальник, заведующий). Заместитель директора (заведующего, начальника), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных данными Правилами.
Подпунктом "в" п. 8 указанных выше Правил установлено, что работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) общеобразовательных учреждений для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 01.11.1999
Сама по себе работа в указанной должности после 01.11.1999 права на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не предоставляет.
Поскольку в оспариваемые периоды истица по должности директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заведующей в общеобразовательных учреждениях для детей не вела преподавательскую работу не менее 6 часов в неделю (240 часов в год) суд первой инстанции обоснованно отказал Лопухиной Н.Л. во включении в специальный стаж периодов работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по настоящее время.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что в указанные оспариваемые периоды деятельность истицы была непосредственно связана с воспитанием детей и учреждения, где протекала таковая работа, соответствующим Списком поименованы, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену судебного решения на том основании, что в ходе судебного разбирательства бесспорно установлен факт отсутствия условий, совокупность соблюдения которых установлена вышеуказанными Списком, Правилами.
При этом судебная коллегия не может согласиться и с оценкой доказательств, на которой настаивает истица, поскольку это является ее субъективным мнением, не основанным на нормах действующего пенсионного законодательства.
Из протокола заседания комиссии усматривается, что истице в выслугу лет не засчитаны: период работы в должности пионервожатой, старшей пионервожатой в средней школе N " ... " г. Омска с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", соответственно. Не был также засчитан в специальный стаж период учебы в " ... " с " ... " по " ... ".
В период учебы истицы в " ... " действовало "Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". В соответствии с п.2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, помимо иных, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, а так же работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. При этом указанные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию (п. 4 Положения).
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Согласно конституционно-правовому смыслу, вытекающему из Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 N 868-О-О, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и учреждениях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Из смысла приведенных норм права следует, что в каждом конкретном случае периоды работы до 01.10. 1993 в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31.12.2001.
При этом стаж на соответствующих видах работ после 01.10.1993 подлежит исчислению в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников и действовавшими последовательно во времени.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение могут быть применены законодательные и другие нормативные правовые акты, действовавшие в момент выполнения работы и иной деятельности, которая дает право на досрочное назначение пенсии.
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях, работы в должности пионервожатой, не предусмотрена.
Как усматривается из трудовой книжки на имя Лопухиной Н.Л., непосредственно перед поступлением в " ... " с " ... " по " ... " она работала пионерской вожатой в школе N " ... " г. Омска. Непосредственно после окончания пединститута - с " ... " стала работать воспитателем группы продленного дня (воспитатель) в средней школе N " ... " г. Омска.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истицы в указанной части, правомерно исходил из того, что к моменту обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истицей не выработан специальный стаж продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, необходимые условия для включения спорных периодов в выслугу лет не соблюдаются.
Без учета указанных периодов специальный стаж истицы является недостаточным для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы не основаны на требованиях закона и признаются судебной коллегией несостоятельными.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В остальной части решение суда сторонами не обжаловалось.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Омска от 26 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Лопухиной Н.Л. -Новиковой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.