Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Зубковой Т.И.,
при секретаре Сонькиной М.В.
с участием адвоката Ковалевой Ю.А., действующей в интересах Лемешева В.А., представителя Правительства Брянской области Никитиной О.Н., представителя Управления Росреестра по Брянской области Танасовой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лемешева В.А. об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Лемешев В.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ N и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения строительного дорожного участка.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 г. N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" утверждены результаты государственной кадастровой стоимости земель населенных пунктов Брянской области.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., кадастровая стоимость земельного участка заявителя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты".
Согласно отчету ООО "Сообщество независимых судебных экспертов" N от ДД.ММ.ГГГГ., выполненному по заказу заявителя, рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты".
Лемешев В.А., полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", значительно превышает его рыночную стоимость, обратился в суд с заявлением об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ равной его рыночной стоимости - "данные изъяты".
В судебном заседании адвокат Ковалева Ю.А., действующая в интересах Лемешева В.А., заявленные требования уточнила, с учетом результатов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, изложенных в экспертном заключении ООО "Правовая Оценка", просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты"
Представитель Правительства Брянской области Никитина О.Н. не возражала против удовлетворения заявленного требования.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области Танасова С.И. оставила разрешение дела на усмотрение суда.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", в судебное заседание не явился, представив письменные пояснения по делу, в которых по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда и просил рассмотреть дело в отсутствие представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области.
Лемешев В.А. и представитель администрации Комаричского муниципального района Брянской области в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате и времени судебного заседания.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся заинтересованных лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Лемешеву В.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ N года и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения строительного дорожного участка (л.д. 6).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., кадастровая стоимость земельного участка заявителя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты".
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316.
Работы по установлению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Брянской области производились на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного Росреестром с ФГУП "ФКЦ "Земля" и договора субподряда N 1 / Эксперт групп/ ГК N 169 К от 16.02.2010 года между ФГУП "ФКЦ "Земля" и ООО "Консалтинговая группа "Эксперт".
Результаты проведенной кадастровой оценки утверждены
Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 г. N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области данные об установленной кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере "данные изъяты" утверждена Постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 г. N 1112 на 01.01.2010 года (л.д. 16, 149-152).
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности у заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки, как методами массовой оценки, так и индивидуального для конкретного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости). Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. N 225-ФЗ) определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка была установлена Постановлением администрации Брянской области на 01.01.2010 года, то определение рыночной стоимости этого земельного должно быть установлено на 01.01.2010 года.
В целях определения размера рыночной стоимости земельного участка, по ходатайству представителя заявителя определением Брянского областного суда от 11 июня 2015 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Правовая Оценка".
В соответствии с заключением экспертизы, рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2010 года составляет "данные изъяты" (л.д. 176-232).
Оценивая экспертное заключение ООО "Правовая Оценка" по правилам ст. 67 ГПК РФ, наряду с другими представленными доказательствами по делу, суд находит его допустимым доказательством, поскольку оценка экспертом произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельного участка, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения, в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности, является членом "Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы.
Уточнив требования, представитель заявителя просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной экспертом ООО "Правовая Оценка", равной "данные изъяты", иные лица, участвующие в деле, выводы эксперта не оспаривают.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении ООО "Правовая Оценка" N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Лемешева В.А. об определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование для размещения строительного дорожного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты".
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 209, 320.1, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Лемешева В.А. удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты", категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования для размещения строительного дорожного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере "данные изъяты".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Брянский областной суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 14 августа 2015 года.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Зубкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.