Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кулешовой Е.В.,
при секретаре Цыбульской К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка согласно его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Г.А.А. обратился с вышеназванным заявлением, указав, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" свидетельство о государственной регистрации права N, кадастровый номер N, разрешенное использование - под магазин, пл. "данные изъяты" кв. м.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 г. N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, земель населенных пунктов" которая проводилась ФГУП "ФКЦ Земля" на основании государственного контракта N 169д, от 16.02.2010 г., с 01.01.2013 г. утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельных участков на 01.01.2010 г., в том числе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" свидетельство о государственной регистрации права N, кадастровый номер N, разрешенное использование - под магазин, пл. "данные изъяты" кв. м.
Кадастровая стоимость указанного участка составляет "данные изъяты"., согласно кадастрового паспорта от 01.04.2015 года N N, выданного филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области.
Согласно отчету ООО "Правовая оценка" N ОЗ от 28 мая 2015 г. рыночная стоимость участка, принадлежащего Г.А.А. по состоянию на 01.01.2010 г. составляет "данные изъяты"
В соответствии с экспертным заключением от 15 июня 2015 года N N НП СРО "ЮСО", составленным экспертом П.Е.С., отчет ООО "Правовая оценка" N ОЗ от 28 мая 2015 г., признан соответствующим необходимым требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Заявитель просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в соответствии с отчетом об оценке, выполненным ООО "Правовая оценка" - "данные изъяты"
В суде представитель заявителя Н.И.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего Г.А.А., расположенного по адресу: "адрес" свидетельство о государственной регистрации права N, кадастровый номер N, разрешенное использование - под магазин, пл. "данные изъяты" кв. м. в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере "данные изъяты".
Представитель Правительства Брянской области Н.О.Н. в судебном заседании против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 года в размере "данные изъяты"., определенном экспертами ООО "Правовая оценка", не возражала.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управление Росреестра по Брянской области" Т.С.И. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заявитель Г.А.А., Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области", представитель Управления имущественных отношений Брянской области в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия - не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права N, Г.А.А. является собственником земельного участка по адресу: "адрес" свидетельство о государственной регистрации права N, кадастровый номер N, разрешенное использование - под магазин, пл. "данные изъяты" кв. м. (л.д. 11).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, его кадастровая стоимость определена в размере 3 "данные изъяты". (л.д. 9-10).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена оценочной организацией в рамках выполнения государственного контракта от 25 декабря 2009 года N 169 и внесена в государственный кадастр недвижимости в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 30 ноября 2012 года N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области" данные об установленной кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности у заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки, как методами массовой оценки, так и индивидуального для конкретного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 5 статьи 4 указанного Закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определено понятие кадастровая стоимость, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 N 255, установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенными выше нормами Закона об оценочной деятельности и Федерального стандарта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Считая, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка явно завышена, заявитель обратился в ООО "Правовая оценка", для установления рыночной стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Согласно отчету ООО "Правовая оценка" N ОЗ от 28 мая 2015 г. рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" свидетельство о государственной регистрации права N, кадастровый номер N, разрешенное использование - под магазин, пл. "данные изъяты" кв. м., принадлежащего Г.А.А. по состоянию на 01.01.2010 г. составляет "данные изъяты".
Оценивая экспертное заключение ООО "Правовая оценка" по правилам ст. 67 ГПК РФ, наряду с другими представленными доказательствами по делу, суд находит его допустимым доказательством, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельного участка, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж. Оценщик является членом НП СРО "ЮСО", включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы.
Представитель заявителя просит установить кадастровую стоимость принадлежащего Г.А.А. земельного участка в размере рыночной стоимости, согласно отчета ООО "Правовая оценка", иные лица, участвующие в деле, выводы оценщика не оспаривают.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете ООО "Правовая оценка" N ОЗ от 28 мая 2015 года.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области".
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Г.А.А. об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка расположенного по адресу: "адрес" свидетельство о государственной регистрации права N, кадастровый номер N, разрешенное использование - под магазин, пл. "данные изъяты" кв. м., в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. - "данные изъяты".
Руководствуясь ст. ст. 196-199, 209, 320.1, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Г.А.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" свидетельство о государственной регистрации права N, кадастровый номер N, разрешенное использование - под магазин, пл. "данные изъяты" кв. м., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. - "данные изъяты"
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Брянский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Е.В. Кулешова
мотивированное решение изготовлено 10 августа 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.