Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю. В.,
судей областного суда Суярковой В.В., Маклашова В.И.,
при секретаре Чеплянской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 сентября 2015 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе Г.В.А. на решение Советского районного суда г. Брянска от 10 июня 2015 года по делу по иску Г.В.А. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании права на получение удостоверения "Ветеран труда", понуждении к выдаче удостоверения установленного образца,
УСТАНОВИЛА:
Г.В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что приказом ответчика от 15 января 2015 года ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тому основанию, что знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км." к ведомственным знакам отличия не относится, поскольку выдан ОАО "Российские железные дороги", которое не является федеральным органом исполнительной власти.
Считая отказ нарушающим его права, истец просил суд обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области присвоить ему звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение установленного образца.
В судебном заседании истец, его представитель Р. поддержали иск.
Представитель ответчика Г.И.В. иск не признала, суду пояснила, что нагрудный знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км.", выданный ОАО "РЖД", не может быть учтен при присвоении звания "Ветеран труда", поскольку в соответствии с Уставом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 ОАО "Российский железные дроги" является коммерческой организацией, то есть данная организация не является уполномоченным органом государственной власти, а указанная награда не является ведомственной.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 10 июня 2015 года в удовлетворении заявления Г.В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Г.В.А. просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права. Указывает на то, что реформирование железнодорожного транспорта, упразднение ранее действовавших министерств и создание единого хозяйствующего субъекта ОАО "РЖД" не может являться обстоятельством, препятствующим получению гражданами социальных гарантий, предоставляемых лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения Г.В.А. , поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоверенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Постановлением Администрации Брянской области от 01.04.2005 г. N 143 "О порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда" утверждено Положение о порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда".
Согласно п. 2 Положения статус "Ветеран труда" устанавливается:
а) лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
Согласно п.5 данного Положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в подпункте "а" п. 2 настоящего Положения, являются документы подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
б) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Под ведомственными знаками отличия в труде в настоящем Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Нормы права, относя к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), и предоставляя субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7), направлены на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки
Судом установлено, что на основании приказа президента ОАО "Российские железные дороги" от 22 июля 2010 года N **** Г.В.А. награжден знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км.", ему выдано соответствующее удостоверение.
Г.В.А. обратился с заявлением о выдаче удостоверения "Ветеран труда", на основании имеющегося знака "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км.".
Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики N 4 от 15.01.2015 г. Г.В.А. отказано в установлении статуса "Ветеран труда", по тому основанию, что ОАО "Российские железные дороги" не является федеральным органом исполнительной власти, награды, учрежденные и врученные руководством ОАО "Российские железные дороги", не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ОАО "Российские железные дороги" не относится к ведомству, как органу государственного управления, а учрежденные таким обществом знаки отличия в труде не являются ведомственными, в связи с чем, не имеется оснований для присвоения Г.В.А. звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на законе, материалах и обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
В соответствие с главой 4 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, преследующая цели извлечения прибыли в качестве основной своей цели.
Как следует из организационно-правовой формы, Устава ОАО "Российские железные дороги" - Открытое акционерное общество (ОАО) "Российские железные дороги" является коммерческой организацией, не осуществляющей каких-либо функций государственного управления.
Каких-либо нормативных актов, действовавших на момент награждения Г.В.А. знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км." и относивших ОАО "Российские железные дороги" к федеральным органам исполнительной власти (министерствам, ведомствам, федеральным службам, агентствам), правомочным учреждать государственные награды и почетные звания от имени Российской Федерации, не имеется.
Структура федеральных органов исполнительной власти была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636, в которой ОАО "Российские железные дороги" не поименовано.
В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство транспорта Российской Федерации (образовано Указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314, 20.05.2004 г. N 649), которому и предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
В перечень ведомственных наград Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса России от 18.10.2005 г. N 130, знак "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км." не входит.
Награждение истца знаком "За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км." производилось не от имени Министерства транспорта Российской Федерации, а от имени ОАО "Российские железные дороги".
Таким образом, факт награждения истца соответствующим знаком коммерческой организацией после ее создания не имеет правового значения для решения вопроса о праве Г.В.А. на присвоение звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах, решением суда правильно отказано в удовлетворении заявления Г.В.А.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что упразднение ранее действовавших министерств и создание ОАО "Российские железные дороги" ущемляет его права на получение социальных гарантий, предоставленных лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку отрасль железнодорожного транспорта, в которой осуществляет свою деятельность ОАО "Российские железные дороги", находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, которому предоставлены полномочия учреждения в установленном порядке знаков отличия и ведомственных наград, и награждения ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности. В соответствии с Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 130 "О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации" истец мог быть награжден Министерством транспорта Российской Федерации по представлению ОАО "Российские железные дороги" ведомственным знаком отличия в труде.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, высказанную истцом в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 10 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Судьи областного суда В.В. СУЯРКОВА
В.И. МАКЛАШОВ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.