Судья Краснодарского краевого суда Сидоров В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 на решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 17 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и " ... " N 13-93-027-ЭП-4-2 от 17.03.2015г. инженер по охране окружающей среды ОАО "Кореновский элеватор" " Ф.И.О. "3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
С указанным постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и " ... " не согласился инженер по охране окружающей среды ОАО "Кореновский элеватор" " Ф.И.О. "3 и подал жалобу, в которой говорит о незаконности и необоснованности привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, ввиду того, что доказательств, подтверждающих нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, административным органом не представлено.
Обжалуемым решением судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 17 апреля 2015 года постановление N 13-93-027-ЭП-4-2 старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и " ... " от 17.03.2015г. в отношении инженера по охране окружающей среды ОАО "Кореновский элеватор" " Ф.И.О. "3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С указанным решением судьи старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 не согласился и подал жалобу, в которой просит его отменить, ввиду незаконности и необоснованности, считает, что суд первой инстанции необоснованно отменил постановление, не установив все имеющие значение для дела обстоятельства.
Также, старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 просил восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования решения суда, поскольку копия решения Кореновского районного суда Краснодарского края от 17 апреля 2015 года получена Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " 04.06.2015г.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно материалам дела, жалоба старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2 на решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 17 апреля 2015 года поступила в суд 17.06.2015г., при этом сведений о вручении копии указанного решения суда Управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " в материалах дела не имеется, ввиду чего судья краевого суда полагает, что процессуальный срок на подачу жалобы не пропущен.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции находит решение судьи районного суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в результате плановой выездной проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и " ... " установлено, что ОАО "Кореновский элеватор" не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства.
В нарушение требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами у ОАО "Кореновский элеватор" отсутствуют паспорта отходов I - IV классов опасности для окружающей среды и материалы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности: пыль (порошок) от шлифования черных металлов с содержанием металла 50% и более (4 класса опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класса опасности), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (I класса гласности), обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (3 класса опасности), песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (4 класса опасности), фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные (4 класса опасности), смеси нефтепродуктов отработанных (класс опасности не определен), покрышки пневматических шин отработанные (класс опасности не определен), тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (класс опасности не определен), мусор от сноса и разборки зданий несортированный (4 класса опасности), отходы сварочных электродов (класс опасности не определен), отходы от уборки территории (класс опасности не определен), отходы механической очистки зерна (5 класса опасности), электрические лампы - наливания отработанные и брак, (5 класса опасности), ленты конвейерные, приводные ремни, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (5 класса опасности), изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (класс опасности не определен), лом и отходы черных металлов несортированные (класс опасности не определен), стружка черных металлов несортированная незагрязненная (класс опасности не определен).
Образование данных отходов подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО "Кореновский элеватор" за 3, 4 кварталы 2014г., а также таблицами "Данные учета отходов, переданных ОАО "Кореновский элеватор" за 3,4 кварталы 2014 года.
В ходе обследования территории ОАО "Кореновский элеватор" установлено, что предприятие имеет две уличных выгребных ямы - возле электромонтажного участка (Фототаблица " ... " от 03.03.2015г.).
ОАО "Кореновский элеватор" заключен договор от 20.07.2009г. с ИП " Ф.И.О. "5 на использование спецавтотранспорта на вывоз ТБО и жидких нечистот, далее передающиеся по договору " ... " от 01.01.2014г. ООО "Чистый город" (лицензия серия 23 " ... " от 13.07.2011г.) и по договору от 01.03.2014г. с МУП Кореновского городского поселения "Жилищно-коммунальное хозяйство".
Согласно актам " ... " от 30.06.2014г., " ... " от 31.05.2014г., " ... " от 30.04.2014г., " ... " от 31.03.2014г., " ... " от 28.02.2014г. ОАО "Кореновский элеватор" передало ИП " Ф.И.О. "4 80 м3 отходов "осадки из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки" (4 класс опасности).
ИП " Ф.И.О. "5 передает данный отход согласно договору от 01.03.2014г. МУП Кореновского городского поселения "Жилищно-коммунальное хозяйство".
МУП Кореновского городского поселения "Жилищно-коммунальное хозяйство" имеет лицензию ОП-30-002917 от 19.03.2010г. на деятельность по сбору, транспортировке отходов: отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).
На момент проверки лицензия МУП Кореновского городского поселения "Жилищно-коммунальное хозяйство" на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отхода "осадки из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки" 4 класса опасности не представлена, у ОАО "Кореновский элеватор" отсутствуют сведения, свидетельствующие о передаче отходов I-IV класса опасности собственниками отходов организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещении отходов I - IV класса опасности.
Таким образом, в нарушении п. 3 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления" ОАО "Кореновский элеватор" передавало в 2014 году по договору от 20.07.2009г. с ИП " Ф.И.О. "5 отходы производства и потребления 1-4 класса опасности.
В ходе обследования территории ОАО "Кореновский элеватор" между Элеватором Л-2 х100 и складами предприятия зафиксировано место сжигания остатков древесной растительности, что подтверждается Фототаблицей " ... " от 03.03.2015г.
Таким образом, в ходе проверки установлено, ОАО "Кореновский элеватор" ведет свою деятельность в нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
При проведении проверки также установлено, что ОАО "Кореновский элеватор" не в полной мере обеспечивает безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"), ГОСТ 30772-201 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" от 28.12.2001г.
Так, в нарушение условий СанПиН 2.1.7.1322-03 на территории предприятия накапливаются следующие виды отходов:
- древесные отходы, обрезки древесины, бой шифера на территории, расположенной около сушилок СКП-б, СКП-8 на поверхностном почвенном слое, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра (Фототаблица " ... " от 03.03.2015г.);
- отход "лом черных металлов несортированный", "бой шифера", "бой железобетонных изделий", "лом электротехнических изделий", "отходы полированных проводов и кабелей" на территории основной площадки ОАО "Кореновский элеватор" перед Элеватором ЛВ-4х175 накапливается на бетонированной площадке, незащищённой от воздействия атмосферных осадков, ветров, не оборудованной ливнестоком (Фототаблица " ... " от 03.03.2015г.).
Также, в ходе обследования территории ОАО "Кореновский элеватор" установлено, что при подаче дизтоплива на зерносушилки предприятия от насосной станции ГСМ происходит протекание по магистрали. Потери "остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства" (3 класс опасности) попадают в металлические контейнеры, при переполнении которых происходит розлив отхода на поверхностный почвенный слой. На момент поведения проверки отходы "остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства" (3 класс опасности) присыпаны песком, в результате чего на поверхностном почвенном слое, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветра накапливается отход "песок, загрязненный нефтыо или нефтепродуктами" (4 класс опасности) (Фототаблица " ... " от 03.03.2015г., разъяснение исх. " ... " от 03.03.2015г.).
Кроме того, в ходе обследования территории установлено, что для временного хранения извести для хозяйственных нужд рядом с насосной станцией ГСМ была выкопана яма, в которую был помещен металлический контейнер, где временно хранится известь, около ямы выкопан приямок на поверхности, которой почвенный покров перемешан с отходами: "остатки перемёрзшей извести", "отходы пленки полиэтилена", "отходы от механической очистки зерна", данная территория не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра, не оборудованная ливнестоком (Фототаблица " ... " от 03.03.2015г., разъяснение исх. " ... " от 03.03.2015г.).
Таким образом, ОАО "Кореновский элеватор" ведет деятельность в нарушение ст.51. Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что подтверждается Фототаблицей " ... " от 03.03.2015г.
Контроль за обеспечением экологической безопасности на территории Предприятия приказом " ... " от 24.01.2015г. возложен на инженера по охране окружающей среды " Ф.И.О. "3, отсутствие надлежащего контроля со стороны которого способствовало совершению правонарушения.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Вместе с тем, как следует из постановления о назначении административного наказания от 17.03.2015г., одним из оснований привлечения " Ф.И.О. "3 к административной ответственности послужило отсутствие на предприятии ОАО "Кореновский элеватор", паспорта отходов I - IV классов опасности для окружающей среды и материалы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Между тем, из материалов дела следует, что на предприятии имелись паспорта отходов 1-4 класса опасности и заключение о классе опасности отходов 5 класса, действовавшие до вступления в силу Постановления Правительства РФ " ... " от 16.08.2013г., то есть до 01.08.2014г.
Согласно таблицам "Данных учета отходов, переданных от ОАО "Кореновский элеватор" и актам выполненных работ, в 3- 4 м квартале 2014 года, предприятие передало отходы производства 1-5 класса опасности специализированным организациям по паспортам действовавшим до 01.08.2014г., в связи с отсутствием на тот период Порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Из разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования содержащихся в письме от 28.10.2014г. "О порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ", следует, что если обязанность составить паспорт на отходы 1-5 класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 01.08.2014г., то он не может быть привлечен к административной ответственности, так как у него отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Следовательно, отсутствие на предприятии в 3-4 квартале 2014 года паспортов отходов I-IV классов опасности, которые должны быть составлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ " ... " от 16.08.2013г., необоснованно поставлено в вину " Ф.И.О. "3, у которого отсутствовала возможность для соблюдения соответствующих ном и правил.
Выводы государственного инспектора Роприроднадзора о том, что отходы производства и потребления 1-4 класса опасности переданы ОАО "Кореновский элеватор" в 2014 году по договору от 20.07.2009г. с ИП " Ф.И.О. "5 в нарушении п. 3 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от " ... " "Об отходах производства и потребления" судом первой инстанции также признаны необоснованными ввиду следующего.
Как следует акта проверки, ОАО "Кореновский элеватор" передало ИП " Ф.И.О. "5 по актам " ... " от 30.06.2014г., " ... " от 31.05.2014г., " ... " от 30.04.2014г., " ... " от 31.03.2014г., " ... " от 28.02.2014г. 80 куб.м отходов "осадки из выгребных ям и хозяйственно - бытовые стоки", между тем, вышеуказанные акты такой информации не содержат.
Согласно вышеуказанным актам, ИП " Ф.И.О. "5 выполнил для ОАО "Кореновский элеватор" работу по вывозу жидких бытовых отходов, а не "осадки из выгребных ям и хозяйственно - бытовые стоки".
Согласно Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г. N 155, к жидким бытовым отходам относятся не только фекальные отходы нецентрализованной канализации, но и другие отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.
Из содержащихся в материалах дела объяснений ИП " Ф.И.О. "5 следует, что в период с 01.01.2012г. по 31.12.2014г. он не выполнял для ОАО "Кореновский элеватор" работу по вывозу жидких бытовых отходов. В указанный период он вывозил с территории предприятия ливневые воды при подтоплении железнодорожной станции - весовой железнодорожной ветки элеватора находящейся на территории предприятия, что подтверждается также пояснениями " Ф.И.О. "5, допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции.
Показания ИП " Ф.И.О. "5 согласуются со сведениями, содержащимися в справках о производственной деятельности предприятия -ОАО "Кореновский элеватор" за период 2012-2014 годы, согласно которым с ИП " Ф.И.О. "5 заключен договор на вывоз сточных вод, а также протоколами испытаний воды за период с 2012 года по 2014 год, из которых следует, что химическому анализу подвергались ливневые воды с территории предприятия.
Таким образом, доводы " Ф.И.О. "3 о том, что с территории предприятия вывозились не осадки выгребных ям, а ливневые воды, скапливавшиеся вследствие выпадения осадков в бункере железнодорожных весов, расположенном на территории предприятия, и как следствие отсутствие в его действиях административного правонарушения, подтверждены.
Кроме того, доказательств сжигания отходов производства на территории предприятия в нарушение требований Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" суду не представлено.
Содержащиеся в постановлении по делу об административном правонарушении доводы о том, что в ходе обследования территории ОАО "Кореновский элеватор" зафиксировано место сжигания остатков древесной растительности, ничем не подтверждены. На фототаблице, приобщенной к акту (фото N 8) отсутствуют какие-либо следы, свидетельствующие о сжигании отходов.
Доводы, изложенные в постановлении, о том, что предприятием допущено нарушение СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" от " ... " г., которым установлены правила временного хранения отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в не герметичной таре также признаны судом необоснованными.
Как следует из акта проверки от 04.03.2015г., в нарушение СанПиН 2.1.7.1322-03 на территории предприятия накапливаются следующие виды отходов: древесные отходы, обрезки древесины, бой шифера на территорий расположенной около сушилок СКП-6, СКП-8, отход "лом черных металлов несортированный", "бой шифера", "бой железобетонных изделий", "лом электротехнических изделий", "отходы изолированных проводов и кабелей" накапливается на бетонированной площадке незащищённой от воздействия атмосферных осадков и ветров, не оборудованной ливнестоком.
Между тем, согласно ст. 1 ФЗ-89 от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потребления", отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из доводов заявителя, которые ничем не опровергнуты, следует, что бывший в употреблении материал, указанный в акте проверки как отходы производства, таковым не является и предназначен для дальнейшего использования в производственных целях. На площадке размещен временно, в связи с ремонтом складских помещений. Бой шифера является отхо " ... " класса опасности и так же используется предприятием в качестве вторсырья.
Факт того, что потери "остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства" попадающие в металлические контейнеры, при их переполнении, разливаются на поверхности почвы, загрязняя ее, также ничем не подтвержден.
На фототаблице, приобщенной к административному материалу в качестве доказательства, признаки розлива дизтоплива на поверхности почвы отсутствуют. Нет таких следов и на песке, на который в акте указано как отход - "песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами".
Что касается извести, для хранения которой предназначен металлический контейнер, помещенный в яму и материал, предназначенный для укрытия контейнера с его содержимым, то этот материал также нельзя признать отходами производства, предназначенными для удаления или подлежащими удалению, так как используется предприятием в производственных целях.
Положениями п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении относится отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного данным Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения жалобы " Ф.И.О. "3 и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы судья вышестоящей инстанции не может признать законными, обоснованными и влекущими отмену обжалуемого решения судьи, поскольку выводы судьи первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что, в свою очередь, нашло свое подтверждение в суде вышестоящей инстанции.
При таких обстоятельствах, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о том, что решение судьи Кореновского районного суда Краснодарского края от 17 апреля 2015 года вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
РЕШИЛ:
Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и " ... " " Ф.И.О. "2- без удовлетворения.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.