Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей: Рудь М.Ю., Шелудько В.В.,
по докладу Рудь М.Ю.,
при секретаре Лукки А.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Целищевой И.И. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куриль А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 января 2014 г. N " ... " об отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и обязании включить его в указанный список. В обоснование заявленных требований указал, что решением Ленинского районного совета народных депутатов г. Краснодара от 1975 г. в связи с лишением матери Куриль Л.И. родительских прав, был направлен в детский дом для дальнейшего обучения. В период с " ... " г., до достижения 14 лет, находилась на полном государственном обеспечении в детском доме. Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 января 2014 г. Куриль А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании того, что он не относится к указанной категории лиц. Данный отказ заявитель считает незаконным, нарушающим его права. Просил суд признать незаконным приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 января 2014 г. N " ... " незаконным и обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 мая 2015 г. требования, заявленные Куриль А.В. удовлетворены. Суд признал незаконным приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 января 2014 г. N " ... " "Об отказе во включении Куриль А.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями". Обязал Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края включить Куриль А.В., " ... " г. рождения в указанный список.
В апелляционной жалобе заместитель министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Целищева И.И. просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на то, что судом при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неверно истолкованы и применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Куриль А.В. и его представителя по доверенности Бегляк С.В., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что решением Ленинского районного народного суда г. Краснодара от 31 марта 1975 г. Куриль Л.И. (мать истца) лишена родительских прав, дети Куриль А., " ... " рождения и Куриль Е., " ... ". переданы на воспитание в детское учреждение.
В период с " ... ". Куриль А.В. находился на полном государственном обеспечении.
Так, согласно справке ЦВСНП УМВД России по г. Краснодару от 29 апреля 2013 г. N " ... " Куриль А.В. " ... ". был помещен в Краснодарский детский приемник, " ... ". выбыл во Владимирский санаторный детский дом Лабинского района Краснодарского края.
Из представленных в материалы дела архивных справок от " ... " следует, что в период с " ... ". истец пребывал во Владимирском санаторном детском доме Лабинского района Краснодарского края, впоследствии на основании распоряжения Крайоно выбыл в Новоукраинскую школу-интернат Гулькевичского района Краснодарского края, где находился с " ... "
Согласно справке ГБОУ НПО Профессиональное училище N 58 Краснодарского края от 26 апреля 2013 г. Куриль А.В. в период с " ... " очно обучался на бюджетном отделении в Армавирском профессиональном училище N 58, находился на полном государственном обеспечении.
Как следует из материалов дела, Куриль А.В. имеет неполное среднее образование. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что истец юридического образования не имеет, о существовании своего права на получение мер социальной поддержки не знал.
Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22 января 2014 г. N " ... " Куриль А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании пп. 1 п. 16 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", поскольку он не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной тем же Законом.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 1 вышеуказанного Закона дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на момент вступления в законную силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" Куриль А.В. исполнилось 24 года, 2 месяца и 16 дней.
В силу положений ст.ст. 30, 33, 37 ЖК РСФСР, а также в соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, действовавшими до 01 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществлялось исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов по месту жительства или решением администрации и профсоюзного комитета по месту работы на основании заявлений данных граждан. О принятом решении гражданам сообщалось в письменной форме.
Согласно положению ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (в редакции до 28 марта 1998 года) вне очереди жилое помещение предоставлялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Как следует из материалов дела, данных о сохранении права пользования жилым помещением за Куриль А.В. на момент определения в детское учреждение не имеется. По окончании пребывания в детском доме истец жильем не обеспечен.
Уполномоченными органами, обязанными осуществлять защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выполнены обязательства по определению нуждаемости Куриль А.В. в жилье в период его пребывания в детском учреждении.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
То обстоятельство, что истец обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, в возрасте старше 40 лет не может лишать его права на получение жилого помещения.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии со ст. 8 вышеназванного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрены категории граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, а именно: малоимущие граждане (ч. 2) и иные, определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, признанные по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3). При этом применительно к "иным категориям граждан", в части 3 настоящей статьи указано, что данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
К указанным "иным категориям" относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты).
На основании ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных правовых, норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований, заявленных Куриль А.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Куриль А.В. не может быть отнесен к категории детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в виду отсутствия оснований, поскольку на момент вступления в законную силу Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" истцу исполнилось 24 года 2 месяца и 16 дней, являются несостоятельными. Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение Куриль А.В. вышеуказанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Целищевой И.И ... - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.