Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи краевого суда Роговой С.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре Свердловой В.Р.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Кондрашова М.В. и представителя Министерства образования и науки Краснодарского края по доверенности Раевского А.В. на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 18 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГБС (К) УО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат N 2 VIII вида г.Сочи Краснодарского края, Министерству по образованию и науки Краснодарского края и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края об обязании получить паспорт доступности с положительным заключением о доступности для беспрепятственного доступа инвалидов, провести ремонт медицинского кабинета ГБС (К) УО установить в нем двухсекционную раковину, изолятор оборудовать боксами, предусмотреть санузел, восстановить полы, тем самым привести медицинский кабинет и изолятор в соответствие с лицензионными требованиями в срок до " ... " года.
В обоснование доводов указано, что прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с администрацией Центрального района г.Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований в ходе проверки установлено, что ГБС (К) УО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат N 2 VIII вида г.Сочи Краснодарского края не доступно для маломобильных групп граждан.
Неосуществление ответчиками действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, то есть неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
В судебном заседании прокурор Центрального района г.Сочи просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ГБС (К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат N 2 VIII вида г. Сочи Краснодарского края, просил в удовлетворении иска отказать.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 18.05.2015 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, в апелляционной жалобе, представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Кондрашов М.В., считая решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда действительным обстоятельствам дела, просит его изменить в части, исключив из него возложение на Департамент имущественных отношении Краснодарского края обязанности получить паспорт доступности с положительным заключением о доступности для беспрепятственного доступа инвалидов в здание и на территорию государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы-интерната N 2 г. Сочи Краснодарского края по адресу: " ... "; осуществить ремонт медицинского кабинета государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы-интерната N 2 г. Сочи Краснодарского края; установить в нём двухсекционную раковину; изолятор в государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школе-интернате N 2 г. Сочи Краснодарского края оборудовать боксами, предусмотреть санузел, восстановить полы, тем самым привести медицинский кабинет и изолятор в соответствии с лицензионными требованиями.
В апелляционной жалобе, представитель Министерства по образованию и науки Краснодарского края по доверенности Раевский А.В. просит решение Центрального районного суда г. Сочи от 18.05.2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав прокурора Стукова Д.Г., просившего оставить жалобы без удовлетворения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии: со ст. 18 Конституции Российской Федерации: права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются: правосудием.
В силу ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является, в том числе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района г. Сочи совместно с администрацией Центрального района г.Сочи проведена проверка соблюдения законодательства, гарантирующего инвалидам право на беспрепятственный доступ к объектам социальной, экономической инфраструктуры.
Согласно Устава ГБС (К) УО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат N 2 VIII вида г.Сочи Краснодарского края (далее ГБС (К) УО) учредителем данного бюджетного учреждения является Министерство образования и науки Краснодарского края, функции собственника ГБС (К) УО осуществляет Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Министерство образования и науки Краснодарского края. Данное бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, собственником имущества которой является Краснодарский край.
В соответствии с п. 1.7 Устава бюджетное учреждение от своего имени может приобретать гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным уставом, и нести обязанности, выступать в судах в соответствии с законодательством. Согласно п. 2.1 Устава ГБС (К) УО призвано способствовать обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологической реабилитации с последующей интеграцией в общество.
Место нахождения ГБС (К) УО: " ... ".
Вместе с тем, в нарушение указанных требований в ходе проверки установлено, что ГБС (К) УО не доступно для маломобильных групп граждан. В ГБС (К) УО обучается 10 инвалидов-колясочников, которые вынуждены обучаться на дому. Родители детей, обучающихся в данном учреждении, если они относятся к маломобильным группам граждан, не могут беспрепятственно посетить образовательную организацию, в которой обучаются их дети, чем им создаются препятствия в исполнении родительских обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом РФ.
Также в ГБС (К) УО выявлены нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", а именно, медицинский изолятор нуждается в срочном ремонте, отсутствует раковина. Изолятор рассчитан на 4 койки, помещение не боксировано, санузел не предусмотрен, полы провалены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно паспортом доступности для инвалидов здания ГБС (К) УО для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат N 2 VIII вида г.Сочи Краснодарского края от " ... " года, составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края, справкой заведующей ООМПД и П в ОУ N 1 МБУЗ N"Городская больница N 9" г. Сочи по результатам комплексной проверки соблюдения социальных и иных инвалидов, находящихся в ГБС (К) УО и в ГБУЗ "Дом ребенка специализированный N 2" ДЗ КК.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 18.1 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Также аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа малом обильных, граждан к объектам социальной, инфраструктуры г, Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 N 192.
Согласно п. 4 Положения, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим: оснащению специальными: приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся в том числе объекты социальной инфраструктуры и бытового обслуживания.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.11.2011 года N 605.
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ N 184 от 27.12.2000 г. "О техническом регулировании" Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению. В свою очередь несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных нрав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ,
Нормами ст. 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Также согласно ст.5 данного закона, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации является обязанностью образовательной организации. Образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной,. Одним из принципов, на которых основана государственная политика в интересах детей, является принцип ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, что отражено в ст, 4 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Также согласно ст. 9 указанного выше закона, при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности удовлетворения требований прокурора.
В соответствии с нормами ч.1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришёл к выводу, что доводы заявителя опровергаются материалами дела.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалоб направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 18 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Кондрашова М.В. и представителя Министерства образования и науки Краснодарского края по доверенности Раевского А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.