Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.
судей Зенина В.А., Башинского Д.А.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Рыбник В.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 03 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах Гузуна " Ф.И.О. "13 обратился в суд иском об обязании министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Гузуна " Ф.И.О. "14, " ... " года рождения, и обязании администрацию города Сочи предоставить Гузуну " Ф.И.О. "15 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м..
В обоснование доводов указано, что в ходе проведенной проверки по обращению Гузуна " Ф.И.О. "16 о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что на основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от " ... " " ... " Гузун " Ф.И.О. "17, " ... " года рождения, включен в список граждан как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем, договор найма специализированного жилого помещения с Гузун " Ф.И.О. "18 до настоящего времени не заключен, фактически жилое помещение данному лицу не предоставлено, что нарушает его права, предусмотренные действующим законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.
Участвующий в судебном заседании помощник прокурора города Сочи " Ф.И.О. "7, исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, в назначенное судебное заседание не явился, в представленных суду возражениях на исковое заявление просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований в части к министерству об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Гузуна " Ф.И.О. "19, отказать.
В назначенное судебное заседание не явился представитель ответчика - администрации города Сочи, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 03 июня 2015 года исковое заявление прокурора города Сочи в интересах Гузуна " Ф.И.О. "20 к администрации города Сочи, министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма, - удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации города Сочи по доверенности " Ф.И.О. "6 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу, старший помощник прокурора города Сочи " Ф.И.О. "7 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав прокурора " Ф.И.О. "8, просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ).
Согласно статьям 1, 2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года N805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" муниципальное образование города-курорта Сочи наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом наделение данного органа указанными полномочиями не освобождает министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.
В силу пункта 1 статьи 7.1 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.
Из содержания пункта 1.1 Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы края N 743 от 28.06.2012 года следует, что министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения Краснодарского каря, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае.
Пунктом 3.37 указанного Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Как следует из материалов дела, отец Гузуна " Ф.И.О. "21 - " Ф.И.О. "9 умер " ... " года, что подтверждается свидетельством о смерти " ... " от " ... " года, мать Гузуна " Ф.И.О. "22 - " Ф.И.О. "10 умерла " ... " года, что подтверждается свидетельством о смерти " ... " от " ... " года.
Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи от " ... " " ... " установлено попечительство над несовершеннолетним Гузуном " Ф.И.О. "23 в лице " Ф.И.О. "24
Гузун " Ф.И.О. "25 не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения, права на недвижимое имущество за ним не зарегистрированы.
Наличие права Гузуна " Ф.И.О. "26 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету - департамента городского хозяйства администрации города Сочи от " ... " и " ... " о необходимости включения Гузуна " Ф.И.О. "27 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании приказа министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от " ... " " ... " Гузун " Ф.И.О. "28 включен в список граждан как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из требований пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии статьей 4 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина, установленным органами местного самоуправления. В случае, если норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствующем муниципальном образовании составляет менее 33 квадратных метров на одиноко проживающего гражданина, жилое помещение лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется по норме не менее 33 квадратных метров.
Судом первой инстанции установлено, что договор найма специализированного жилого помещения с Гузун " Ф.И.О. "29 до настоящего времени не заключен, фактически благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, проанализировав изложенное, дав оценку всем представленным по делу доказательствам, установленным фактам, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора, поскольку не обеспечение Гузуна " Ф.И.О. "30 до настоящего времени благоустроенным жилым помещением нарушает его права, гарантированные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как лица, оставшегося без попечения родителей.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 03 июня 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Сочи - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.