Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре судебного заседания
Выглева А.В.,
Вилер А.А., Коваленко О.В.,
Гельман И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 сентября 2015 года в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Л. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" о взыскании расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Хасынского районного суда от 18 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Коваленко О.В., возражения прокурора Розенберг Н.Л., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тенькинского района Магаданской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов Л. с иском к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Тенькинская районная больница") о взыскании расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление.
Исковое заявление мотивировано тем, что Л., работающая в должности " ... " МОГБУЗ "Тенькинская районная больница", относится к числу лиц, которым Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В результате невыплаты Л. в полном размере компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2013 года по 28 февраля 2015 года образовалась задолженность в размере " ... " рублей " ... " копеек.
Определением судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 04 июня 2015 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
18 июня 2015 года Хасынским районным судом Магаданской области вынесено решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
С МОГБУЗ "Тенькинская районная больница" в пользу Л. взыскана компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения за период с 01 января 2013 года по 28 февраля 2015 года в размере " ... " рубля " ... " копеек. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
С ответчика в доход бюджета муниципального образования "Тенькинский район" взыскана государственная пошлина в размере " ... " рублей " ... " копейки.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области ставит вопрос об отмене решения суда считая его незаконным и необоснованным.
Указывает, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" истец имеет право на получение компенсации только за освещение, а не за потребленную электроэнергию в целом.
Указывает, что вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, компенсация рассчитывалась на основании Методики расчета потребления электрической энергии на потребление, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тенькинского района считает решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права и обстоятельствам дела, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Стороны и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании положений статей 167 (часть 3), 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, обсудив изложенные в них доводы, выслушав возражения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л. является медицинским работником и с 25 июня 2001 года работает в должности " ... " в МОГБУЗ "Тенькинская районная больница", расположенном в сельском поселении в поселке " ... " Тенькинского района Магаданской области, где и проживает.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 512-ОЗ "О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области" до 01 мая 2015 года поселок " ... " входил в состав Тенькинского района и был наделен статусом городского поселения.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", в соответствии с пунктом 10 которого квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащими учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
19 августа 1993 года вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, часть 2 статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Из содержания приведенных норм следует, что медицинским работникам в сельской местности и поселках городского типа было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право предполагало полное освобождение их от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги. При этом положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе нормативов потребления коммунальных услуг.
С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу пункта 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Исходя из приведенных правовых норм, право медицинских работников в сельской местности и поселках городского типа на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и потребленных коммунальных услуг, установленное федеральным законодательством, не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части оплаты за потребленную электроэнергию.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области" медицинские и фармацевтические работники (врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогические работники медицинских организаций Магаданской области, работающие и проживающие в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, имеют право на предоставление компенсации 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей.
Таким образом, меры социальной поддержки указанным лицам предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
Из материалов дела усматривается, что истцу как работающему медицинскому работнику в период с 01 января 2013 года по 28 февраля 2015 года предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение в общей сумме " ... " рублей " ... " копеек, тогда как истцом за указанный период была внесена плата за потребленную электроэнергию за спорный период в сумме " ... " рублей. Согласно начислениям за спорный период подлежала уплате сумма " ... " рублей " ... " копейки.
Поскольку предоставляемая Л. в период с 01 января 2012 по 31 декабря 2014 года мера социальной поддержки по оплате освещения была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое истец как медицинский работник имеет право в соответствии с действующим законодательством, то суд обоснованно признал за ней право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату энергоснабжения в полном объеме.
Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость разграничения при реализации названной льготы понятий "освещение" и "электроснабжение", так как размер денежной компенсации производится только за электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу
потребления, основана на неверном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
При этом освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
Ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме, предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты коммунальных услуг.
При таком положении, поскольку и федеральное и областное законодательство предусматривает предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, именно в отношении коммунальных услуг, суд правильно разрешил возникший спор.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что расчёт компенсации за электроэнергию, потребленную истцом на освещение, производился на основании Методики расчёта потребления электрической энергии, утвержденной приказом Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816-п подлежит отклонению, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области не наделен полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 329, пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 18 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Хасынского районного суда от 18 июня 2015 года - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В. Выглев
Судьи
А.А. Вилер
О.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.