Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Выглева А.В.,
судей Вилер А.А., Коваленко О.В.,
при секретаре Гельман И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Д. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" о взыскании компенсации расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области на решение Хасынского районного суда от 17 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., возражения прокурора Розенберг Н.Л. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Тенькинского района Магаданской области обратился в Хасынский районный суд Магаданской области в защиту прав и законных интересов Д. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тенькинская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Тенькинская районная больница") о взыскании компенсации расходов по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление.
В обоснование заявленных требований указал, что Д. работает " ... " МОГБУЗ "Тенькинская районная больница", в связи с чем относится к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В период с 01 января 2013 года по 28 февраля 2015 года компенсация расходов по оплате коммунальных услуг производилась ответчиком не в полном объеме, сумма недоначисленной компенсации по оплате за жилое помещение, электроснабжение и отопление составила в указанный период " ... " руб. " ... " коп.
Определением судьи Хасынского районного суда от 28 мая 2015 года на стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 17 июня 2015 года исковые требования прокурора Тенькинского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов Д. удовлетворены частично.
С МОГБУЗ "Тенькинская районная больница" в пользу Д. взыскана компенсация расходов по оплате жилого помещения, отопления и электроснабжения за период с 01 января 2013 года по 28 февраля 2015 года в размере " ... " руб. " ... " коп.
С МОГБУЗ "Тенькинская районная больница" в доход бюджета муниципального образования "Тенькинский район" взыскана государственная пошлина в размере " ... " руб. " ... " коп.
Не согласившись с постановленным решением, Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Настаивает на том, что Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" установлена обязанность по компенсации расходов медицинским работникам только за освещение, а не за потребленную электроэнергию в целом.
Полагает, что вследствие невозможности отграничения расходов, связанных с освещением, от иных расходов, затраченных на электроэнергию, компенсация должна быть рассчитана на основании Методики расчета потребления электрической энергии, утвержденной приказом департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, а также нормативов, утвержденных приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 08 августа 2012 года N 54-н.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тенькинского района Магаданской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. На основании части 3 и части 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и возражениях относительно жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав возражения прокурора относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, материальный истец Д. является медицинским работником, осуществляющим трудовую деятельность в Учреждении, расположенном в сельском поселении - в поселке " ... " Магаданской области.
В спорный период истец проживала в квартире N ... дома N ... по "адрес", подключенной к системе центрального отопления и электроснабжения.
В судебном заседании установлено, что компенсация расходов истца по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению (элекстроснабжению) в период с 01 января 2013 года по 28 февраля 2015 года произведена ответчиком не в полном размере.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующее законодательство не предполагает какого-либо ограничения права медицинских работников в сельской местности на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, в том числе на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и потребленных коммунальных услуг (отопления и электроснабжения).
Действующей в редакции до 01 января 2005 года частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I было предусматривалось, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены ряд изменений, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом в соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Подпунктом "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, трудовое законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты. При этом принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Магаданской области" для медицинских и фармацевтических работников (врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием), педагогических работников медицинских организаций Магаданской области, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения предусмотрена компенсация расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в размере 100 процентов расходов на оплату занимаемого жилого помещения, отопления и освещения с учетом совместно проживающих с ними членов их семей (подп. "б" пункта 1 статьи 1).
Таким образом, Законом Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 528-ОЗ меры социальной поддержки указанным лицам предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом, поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме и предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по отоплению и освещению (электроснабжению), то изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не должно изменять существа таких мер и ограничивать гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
Наличие у Д. права на предоставление компенсации расходов на оплату отопления и освещения занимаемого жилого помещения в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за отопление и электроснабжение.
Исходя из положений приведенной нормы, освещение не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению.
В этой связи учитывая отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих порядок раздельного учёта электроэнергии, потребляемой медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности на освещение и иные цели, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии у истца права на возмещение расходов по электроснабжению в полном размере.
Доводы апелляционной жалобы о правомерности расчёта компенсации за электроэнергию, потребленную истцом на освещение, со ссылкой на Методику расчёта потребления электрической энергии, утвержденной приказом Департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 25 декабря 2012 года N 816, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный орган исполнительной власти Магаданской области полномочиями по осуществлению нормативного регулирования в данной сфере не наделен.
С учетом изложенного взыскание в пользу истца компенсации всей суммы расходов по оплате потребленной электроэнергии, понесенных ею в спорный период, произведено судом правомерно.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, которое принято с соблюдением норм материального и в соответствии с требованиями процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 17 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Выглев
Судьи А.А. Вилер
О.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.