Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 08 сентября 2015 г. по делу N 33-360/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - заместителя председателя суда Шестопалова В.А., судей Венедиктова С.В. и Войтко С.Н.,
при секретаре судебного заседания Смельчаковой В.В.,
с участием: представителя командира войсковой части ... майора юстиции Дутова В.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части ... старшего лейтенанта юстиции Куденко А.Н. на решение Томского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 года по заявлению военнослужащей войсковой части ... прапорщика Маманковой Л.Ф., об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с отказом в направлении на профессиональную переподготовку.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы жалобы, а также объяснения представителя заинтересованного лица в пределах апелляционного обращения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
как усматривается из материалов дела прапорщик Маманкова проходит военную службу по контракту в войсковой части ... и общая продолжительность ее военной службы составляет более пяти лет.
В мае 2015 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы Маманкова обратилась к командиру воинской части с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей.
26 мая 2015 года командиром войсковой части ... заявительнице отказано в удовлетворении данного рапорта ввиду отсутствия у нее необходимого уровня образования.
Полагая, что данными действиями должностного лица нарушаются ее права, Маманкова оспорила их в суде по правилам главы 25 ГПК Российской Федерации.
Решением гарнизонного военного суда требования заявительницы удовлетворены частично. Действия командира воинской части, связанные с отказом в направлении Маманковой на профессиональную переподготовку, признаны незаконными и на это должностное лицо возложена обязанность направить заявительницу на переподготовку по гражданской специальности. В удовлетворении требования о направлении Маманковой на переподготовку в конкретное учебное учреждение отказано.
В апелляционной жалобе ее автор ставит вопрос об отмене судебного постановления и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование представитель должностного лица, ссылаясь на отдельные нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, Закона РСФСР "О народном образовании" от 2 августа 1974 года (действовавшего до 1 сентября 2013 года) и приказ МВД России от 1 ноября 2007 года N 962, а также обстоятельства дела, приводит доводы, совокупность которых сводится к опровержению вывода гарнизонного военного суда о наличии у заявительницы необходимого уровня образования для направления на профессиональную подготовку по одной из гражданских специальностей.
При этом автор жалобы утверждает, что дипломы о присвоении Маманковой квалификации повар 4 разряда и продавец продовольственных товаров второй категории, контролер-кассир, выданные средним профессионально-техническим училищем, подтверждают лишь факт профессионального обучения заявителя в соответствии с правилами статьи 64 Закона РСФСР "О народном образовании" и не подтверждают получение профессионального образования какого-либо уровня.
По результатам рассмотрения апелляционного обращения в установленных частью 1 статьи 3271 ГПК Российской Федерации пределах окружной военный суд находит обжалованное решение согласующимся с фактическими обстоятельствами, имеющими значение для дела, и подлежащими применению правовыми нормами.
Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырех месяцев.
Порядок и условия направления военнослужащих внутренних войск МВД России на профессиональную переподготовку определены Инструкцией о порядке и условиях направления военнослужащих внутренних войск МВД России - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной приказом МВД России от 1 ноября 2007 года N 962 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется при условии общей продолжительности их военной службы в календарном исчислении пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пунктом 6 Инструкции определено, что профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося у них высшего или среднего профессионального образования в объеме свыше 500 часов аудиторных занятий.
Из изложенного следует, что необходимым условием направления на профессиональную переподготовку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, являются: наличие необходимой выслуги лет (пять лет и более) и соответствующий уровень образования - не ниже среднего профессионального.
Из представленных материалов гражданского дела усматривается, что Маманкова, подлежащая увольнению с военной службы по достижению предельного возраста, на момент подачи рапорта командиру войсковой части ... о направлении ее на профессиональную подготовку имела выслугу более пяти лет.
Материалами дела подтверждается, что заявительница в период с 1 сентября 1986 года по 20 июня 1989 года проходила обучение в среднем профессионально-техническом училище, по окончании которого получила среднее образование и ей присвоена квалификация повар четвертого разряда. Кроме этого, Маманкова в период с 8 сентября 1997 года по 31 мая 1998 года проходила обучение в профессиональном училище, по завершению которого ей присвоена квалификация продавец продовольственных товаров второй категории, контролер - кассир.
Согласно статье 31 Закона РСФСР "О народном образовании" от 2 августа 1974 года (действовавшего до 1 сентября 2013 года) профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 1994 года N 650 (действовавшим до 28 июля 2008 года), профессиональные училища, которые осуществляют реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивают приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования, отнесены к учреждениям начального профессионального образования и установлено, что профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.
Следовательно, в соответствии с действовавшими в тот период нормами Маманкова получила начальное-профессиональное образование.
Вместе с тем, на основании части 1 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (вступившего в законную силу с 1 сентября 2013 года) образовательные уровни, действовавшие до 1 сентября 2013 года, приравниваются к новым образовательным уровням, установленным этим Законом, в частности: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности действий командира войсковой части ... , связанных с отказом в направлении Маманковой на профессиональную переподготовку по гражданской специальности, является верным, поскольку заявительница имеет необходимый уровень образования, допускающий ее направление на данную переподготовку, а доводы автора апелляционного обращения в обоснование обратного - несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд второй инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Томского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 года по заявлению Маманковой Л.Ф. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части ... старшего лейтенанта юстиции Куденко А.Н. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.