Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,
судей: Рожковой Т.В., Букатиной Е.В.,
при секретаре: Григорьевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 августа 2015 года апелляционную жалобу представителя Зиминой О.М. Приходько А.Г. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 27 апреля 2015 года по гражданскому делу по иску Зиминой О.М. к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области и ООО "Центр матери и ребенка "Иванпром" об обязании дать согласие на заключение трудового договора с другим работодателем в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", об обязании дать согласие на увольнение в порядке перевода, обязании перезаключить договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста).
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зимина О.М. обратилась с иском к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области и ООО "Центр матери и ребенка "Инвапром" об обязании дать согласие на заключение трудового договора с другим работодателем в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013г.", обязании дать согласие на увольнение в порядке перевода, обязании перезаключить договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), указав, что она является участником федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" по категории "молодой специалист". 28 октября 2013 года Зиминой О.М. было выдано свидетельство о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с которым ей предоставлена социальная выплата в сумме *** рублей.
22 апреля 2013 года между Зиминой О.М., ООО "Центр матери и ребенка Инвапром" и Управлением сельского хозяйства Тамбовской области был заключен договор N 115 на предмет участия истицы в названной выше программе.
В момент заключения названного договора истица работала в ООО "Центр матери и ребенка "Инвапром" в должности фармацевта, но в настоящее время у нее появилась возможность перейти на другую работу, на должность фармацевта в аптеку ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ". Зимина О.М. обратилась с заявлением в ООО "Центр матери и ребенка "Инвапром" с просьбой уволить ее с работы в порядке перевода в ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ". Однако работодатель отказал истице в увольнении с работы в порядке перевода.
Зимина О.М. обратилась в Управление сельского хозяйства Тамбовской области с просьбой о согласии с переводом на другое место работы и заключении в связи с этим дополнительного соглашения к договору на участие в программе, поскольку фактором, определяющим характер ее правоотношений с государством (связанных с субсидией), является не мнение отдельного коммерческого лица, запрещающего перевод, а мнение Управления. На заявление истицы был получен ответ N 01-14/279 от 30.01.2015г, содержащий отказ, который мотивирован следующим. Прежде всего, указано на то, что на основании п.3.2.4 договора истица обязана отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства. Далее указано, что Управление вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий не предусмотрен перевод получателя социальных выплат с одного места работы на другое.
Зимина О.М. полагает, что эта точка зрения не соответствует закону, поскольку фактически речь идет об искажении общего смысла Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (в редакции от 12.12.2012) "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года". Это постановление имеет целью социальное развитие села, но не имеет целью нарушение ее прав. Она для участия в программе как молодой специалист должна работать в социальной сфере в сельской местности, чему соответствует работа фармацевтом в ООО "Центр матери и ребенка Инвапром". Однако она претендует на работу в той же должности фармацевта и также в сельской местности. Поэтому с точки зрения соблюдения целей и смысла программы "Социальное развитие села до 2013 года" при смене места ее работы ничего не меняется. Ситуация меняется только для работодателя, который теряет работника и который не заинтересован в этом. Но интересы работодателя не равны интересам государства, интересам социальной сферы села, которые призвано защищать Управление сельского хозяйства Тамбовской области.
Зимина О.М. просила обязать Управлению сельского хозяйства Тамбовской области дать согласие на заключение ею трудового договора с другим работодателем - Тамбовской ЦРБ по должности фармацевта в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013г.", просила обязать ООО "Центр матери и ребенка "Инвапром" дать согласие на ее увольнение в порядке перевода в Тамбовскую ЦРБ. Истица просила обязать Управление сельского хозяйства Тамбовской области перезаключить с ней договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с другим работодателем - Тамбовской ЦРБ.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 27 апреля 2015 года Зиминой О.М. отказано в удовлетворении требований.
В жалобе представитель Зиминой О.М. Приходько А.Г. просит решение отменить, указав, что суд при вынесении решения руководствовался положениями ст. 4 "Действие гражданского законодательства во времени" Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 11 "Нормативные правовые акты, принимаемые судом при разрешении гражданских дел" ГПК РФ полагая, что "иные правила, обозначенные в других целевых программах, к правоотношениям сторон не применимы"
Полагает, что указанные нормы гражданского и гражданско-процессуального права могли быть применимы к спорным отношениям при условии, если бы работодатель ООО "Центр матери и ребенка Инвапром принимал бы участия в софинансировании строительства (приобретения) жилья для Зиминой О.М., поскольку в данном случае были бы нарушены интересы работодателя. В спорном случае работодатель Зиминой О.М. ООО " Центр матери и ребенка Инвапром" в софинансировании строительства (приобретения) жилья участия не принимал.
Следовательно, по мнению Приходько А.Г., переход с должности фармацевта из аптеки ООО "Центр матери и ребенка Инвапром" в сельской местности на должность фармацевта в аптеку ТОГБУЗ "ЦРБ" в сельской местности, т.е. от одного работодателя к другому работодателю права прежнего работодателя не нарушаются, поскольку прежний работодатель в софинансировании строительства ( приобретения) жилья для Зиминой О.М. участия не принимал, а принудительный труд в Российской Федерации запрещен.
При указанных обстоятельствах для правильного разрешения спора считает, что необходимо обратиться к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013г.", утвержденной постановлением Правительства N 858 от 03.12. 2002г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Также утверждает, что к данным правоотношениям не применимы ст.4, ст.422 и ст.11 ГПК РФ, полагает, что в данном случае суд должен был руководствоваться положениями Постановления N8 от 31 октября 1995 г. Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" (в ред. Постановлений Пленума ВС РФ от 06.02.2007 г. N5 от 16.04.2013 г. N9).
Более того, считает, что у суда при разрешения спора по существу возникло право на вынесение частого определения в адрес Управления сельского хозяйства по Тамбовской области.
В возражениях на жалобу Управление сельского хозяйства Тамбовской области просит вынести решение на усмотрение суда.
Также в материалах дела имеется отзыв Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области и его аппарата Репина В.В. который указывает, что вступление решения в законную силу ( в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы) повлечет нарушение одного из фундаментальных прав человека и гражданина гарантированного Конституцией РФ-права на свободный труд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Зимину О.М., ее представителя Приходько А.Г., представителя третьего лица Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Гридневу Т.В.,
поддержавших доводы жалобы, Валькова Д.Н., представителя ООО "Центр матери и ребенка Инвапром" считавшего решение законным и обоснованным, представителя Управления сельского хозяйства Тамбовской области Горюнову Т.А.
Как следует из материалов дела, Зимина О.М. является участником федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858. По условиям указанной программы между Зиминой О.М., Управлением сельского хозяйства Тамбовской области и ООО "Центр матери и ребенка "Инвапром" 22.04.2013г. был заключен трехсторонний договор об обеспечением жильем молодой семьи (молодого специалиста). Согласно указанного договора Зимина О.М. обязалась отработать у работодателя - ООО "Центр матери и ребенка "Инвапром" по трудовому договору 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Договор предусматривает последствия расторжения трудового договора по инициативе работника (истребование социальной выплаты). 28.10.2013г. Зиминой О.М. было получено свидетельство о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в виде социальной выплаты на сумму *** руб.
Зимина О.М., исходя из сложившейся жизненной ситуации: развод с супругом, невозможность из-за графика работы в аптеке ООО "Центр матери и ребенка Инвапром" обеспечения ребенку своевременно забирать его из детского сада, систематическое посещение логопеда, обратилась с заявлением к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области и ООО "Центр матери и ребенка "Инвапром" о согласии на заключение трудового договора с другим работодателем ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ" в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013г.", на увольнение в порядке перевода в аптеку ТОГБУЗ "Тамбовская ЦРБ", о перезаключении договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста).
Основания заключения и расторжения трудового договора предусмотрены нормами трудового законодательства. По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
Следует отметить, что нормами ТК РФ предусматривается только право работодателя увольнять работника в порядке перевода к новому работодателю по заявлению работника, но не обязанность. Следовательно, работодатель может в подобном переводе работнику отказать. В этом случае работник, не желающий продолжать работу, может расторгнуть трудовой договор по собственному желанию с соблюдением всех установленных для этого требований, что соответствует принципу свободы трудового договора.
Правилами предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" не предусмотрено право перезаключения трехстороннего договора об обеспечением жильем молодой семьи (молодого специалиста) в случае увольнения в порядке перевода на основании заявления специалиста.
Так, по условиям федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5лет.
Следовательно, учитывая приведенные нормы, суд не вправе обязывать Управление сельского хозяйства Тамбовской области перезаключить трехсторонний договор об обеспечением жильем молодой семьи с новым работодателем, а также обязывать ООО "Центр матери и ребенка Инвапром" уволить Зимину О.М. в порядке перевода на постоянную работу к другому работодателю на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Доводы истца и ее представителя о соблюдении целей и смысла программы "Социальное развитие села до 2013 года" при смене места работы Зиминой О.М., применение по аналогии условий о досрочном расторжении трудового договора, предусмотренных федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598, согласно которой досрочное расторжение трудового договора только по неуважительным причинам до истечения установленного срока является основанием для расторжения в судебном порядке договора найма жилого помещения (п.12), могут быть предметом судебного разбирательства при рассмотрении иного спора.
По изложенным основаниям, судебная коллегия оставляет решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327,328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Зиминой О.М. Приходько А.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.