Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи-председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Ушаковой И.Г., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 3 сентября 2015 года гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российское железные дороги" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российское железные дороги" о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать вход в административно-производственное здание Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" по адресу: г "адрес" пандусом для входа в здание маломобильных групп населения, с поверхности земли в соответствии с требованиями п. 4.1.14, 5.1.1. 5.1.2, "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" госпошлину в доход муниципального образования город Курган в размере " ... " руб.".
Заслушав доклад судьи Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по доверенности Денисовой И.А., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") о возложении обязанности оборудовать пандусом вход в административно-производственное здание Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД".
В обоснование указал, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка на предмет доступности административно-производственного здания Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" для маломобильных групп населения (в том числе, инвалидов) в период проведения в 2014 году избирательной кампании.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605, в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Наружные лестницы и поручни, должны быть оборудованы поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Отсутствие подобных специальных приспособлений нарушает права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользованию их услугами.
В ходе проверки установлено, что двухэтажное административно-производственное здание Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД", расположенное по адресу: "адрес", в период проведения в 2014 году избирательной кампании использовалось как избирательный участок. В данном здании нет ни одного доступного входа, приспособленного для маломобильных групп населения с поверхности земли, чем нарушаются их права.
Ссылаясь на нормы Конвенции ООН о правах инвалидов, статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", прокурор просил возложить на ОАО "РЖД" обязанность оборудовать вход в административно-производственное здание Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" по адресу: "адрес", пандусом для входа в здание маломобильных групп населения, с поверхности земли в соответствии с требованиями п. 4.1.14, 5.1.1 5.1.2 "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддерживал.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" по доверенности Денисова И.А. иск не признала. Полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, так как заявленные требования относятся только к периоду проведения избирательной кампании. Здание, использовавшееся как избирательный участок, в остальное время имеет производственное назначение и не является объектом социальной инфраструктуры, поэтому пандус не может быть установлен на постоянное время. Настаивала, что обязанность по оборудованию входа пандусом должна быть возложена на избирательную комиссию, а не на собственника здания. Требования "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" полагала применимыми только к строящимся зданиям, или к зданиям, которые подлежат капитальному ремонту, к которым спорное здание не относится. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Курганской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" при надлежащем извещении в судебном заседании не присутствовал, о причинах неявки суду не сообщил.
Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ОАО "РЖД", считая его незаконным.
В обоснование указывает, что здание Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД", расположенное по адресу: "адрес", относится к объектам социальной инфраструктуры только в период проведения выборов. В остальное время оно имеет административно-производственное назначение и требования Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов на него не распространяются". Согласно Закону Курганской области от 6 июня 2003 г. N 311 "О выборах депутатов Курганской области" избирательные участки могут образовываться соответствующими территориальными комиссиями на установленный ими срок не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Постановлением Курганской областной Думы от 9 июня 2015 г. N 318 днем голосования назначено 13 сентября 2015 г. Таким образом, здание будет использоваться в качестве избирательного участка только 31 день: с 12 августа по 13 сентября 2015 г. Обращает внимание на то, что суд постановил установить пандус на входе в здание без указания периода, на которое он должен быть установлен, что, по мнению ответчика, является незаконным.
Настаивает, что факт проведения выборов в здании Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" не опровергает и не исключает доводы ОАО "РЖД" о том, что "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" не может применяться к спорным правоотношениям, так как они применяются для проектирования новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Считает, что в нарушение данных норм суд возложил на ответчика обязанность установить пандус на основании данных Правил для входа в здание, построенное ещё в 1954 году. По мнению апеллянта, судом не установлено, а истцом не доказано нарушение прав инвалидов при проведении избирательной кампании в 2014 году, так как за несколько дней до проведения выборов была проведена проверка избирательного участка N на предмет технической оснащенности. В целях обеспечения прав инвалидов в 2014 году на избирательном участке был установлен пандус, а на период проведения выборов была создана инициативная группа по работе с гражданами. В обязанности членов данной группы входила, в том числе, помощь маломобильным группам населения для свободного доступа в помещение для голосования. Были составлены списки граждан-инвалидов, желающих проголосовать на дому, проведено выездное голосование. На входе в здание в день выборов дежурил сотрудник полиции, который был предупрежден о необходимости сообщать членам избирательной комиссии о случаях прибытия на избирательный участок граждан-инвалидов, которым требуется помощь. Полагает, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка N для подтверждения факта отсутствия нарушения прав инвалидов в период проведения избирательной кампании в 2014 году. Кроме этого, отмечает, что иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, тогда как количество граждан-инвалидов на избирательном участке N четко установлено и ежегодно уточняется. Поскольку количество граждан-инвалидов известно (15 человек), иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц необоснованно, прокурор в данном случае является ненадлежащим истцом. Также считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Избирательной комиссии Курганской области. Просит решение Курганского городского суда Курганской области отменить, в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ОАО "РЖД" по доверенности Денисова И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции. Пояснила, что в настоящее время на период проведения избирательной кампании на входе в помещение для голосования, расположенном в здании Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД", временный пандус установлен.
Представитель Курганской транспортной прокуратуры, представитель третьего лица без самостоятельных требовнаий относительно предмета спора Курганской городской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество инвалидов", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьями 19, 27 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии с пунктом 1.2 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее - Правила), утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 605 и введенного в действие с 1 января 2013 г., требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (пункт 5.1.1).
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 5.1.3).
Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (пункт 1.14.14).
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" принадлежит на праве собственности двухэтажное нежилое административно-производственное здание, общей площадью " ... " кв. м, расположенное по адресу: "адрес" (л.д. 60).
Согласно постановлению Администрации города Кургана от 14 января 2013 г. N 39 "Об образовании избирательных участков, участков референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума при проведении выборов на территории муниципального образования город Курган", помещение для голосования на избирательном участке N располагается по адресу: "адрес".
В соответствии с постановлением Курганской областной Думы от 10 июня 2014 г. N 319 "О назначении выборов губернатора Курганской области", выборы Губернатора Курганской области были назначены на 14 сентября 2014 г.
Материалами дела подтверждается, что в день проведения выборов Губернатора Курганской области 14 сентября 2014 г. на избирательном участке N голосование осуществлялось в помещении Курганской дистанции электроснабжения по адресу: "адрес", где проводилось голосование граждан (л.д. 9).
По состоянию на дату проведения выборов 14 сентября 2014 г. на данном избирательном участке проживало 15 граждан с ограниченными физическими возможностями (л.д. 127).
Из акта комиссионной проверки от " ... " и протокола разбора от " ... " следует, что на основании представления, вынесенного Курганской транспортной прокуратурой об установке пандуса на входе в помещение для голосования на избирательном участке N, 12 сентября 2014 г. был установлен деревянный настил без поручней в целях обеспечения доступа в помещение для голосования маломобильных групп населения. Данный настил изготовлен работниками Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" самостоятельно (л.д. 33-34, 49).
Из акта контрольной проверки, проведенной " ... " комиссией в составе старшего помощника Курганского транспортного прокурора Блинова С.Ю. и начальника Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" Носенка Е.В., усматривается, что по состоянию на дату проверки на входе в здание, использовавшееся как помещение для голосования " ... " имеется пандус в виде деревянного настила без поручней (л.д. 39 - 42).
Из справки о результатах контрольной проверки здания Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" по адресу: "адрес", проведенной " ... ", следует, что на лестнице при входе в здание пандус отсутствует. Здание огорожено металлическим забором, контрольно-пропускной пункт на территорию отсутствует, входные двери в рабочее время открыты. В здании расположены рабочие кабинеты работников Курганской дистанции электроснабжения, работников ЭЧ-13, дирекции по ремонту путевых машин, дистанций искусственных сооружений. На первом этаже имеются класс технической учебы, кабинеты механиков, помещения технической библиотеки и лабораторий. На втором этаже расположены кабинет совета ветеранов, кабинеты электромехаников, техников, метролога и начальника, имеются комнаты для приема пищи и переодевания. В справке отмечено, что в Курганскую дистанцию электроснабжения обращаются граждане по различным вопросам, в том числе - по поводу качества поставляемой электроэнергии (л.д. 65-66).
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что здание Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" по адресу: "адрес" должно быть оборудовано специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в целях реализации требований пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательные участки образуются сроком на пять лет.
Согласно постановлению Курганской областной Думы от 9 июля 2015 г. N 318, выборы депутатов Курганской областной Думы шестого созыва назначены на 13 сентября 2015 г.
Из письма первого заместителя Руководителя Администрации города Кургана от 15 июня 2015 г. N 2-32/283 следует, что размещение избирательного участка N в день проведения выборов депутатов Курганской областной Думы шестого созыва " ... " также предполагается в помещении Курганской дистанции электроснабжения по адресу: "адрес" (л.д. 114).
Ответчиком не отрицается, что здание Курганской дистанции электроснабжения по адресу: "адрес" будет использоваться как избирательный участок в период проведения избирательной кампании с 12 августа 2015 г. по 13 сентября 2013 г.
Установлено, что данное здание используется для голосования в период выборов (с 2013 по 2018 год).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости оборудования входа в административно-производственное здание Курганской дистанции электроснабжения ЮУДИ ЦДИ - филиала ОАО "РЖД" по адресу: "адрес", пандусом, отвечающим требованиям пунктов 4.1.14, 5.1.1. 5.1.2, "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", является обоснованным и закону не противоречит.
Доводы жалобы ОАО "РЖД" о том, что требования "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" применяются при новом строительстве и реконструкции зданий и сооружений отклоняются.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по общему правилу, действующие объекты социальной и транспортной инфраструктуры должны быть приспособлены их собственниками для нужд инвалидов путем создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Исключение из указанного общего правила предусмотрено частью пятой статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Не могут повлечь отмену решения суда ссылки в апелляционной жалобе на то, что права инвалидов во время проведения выборов 14 сентября 2014 г. были обеспечены путем альтернативных способов (голосование на дому, помощь при входе в здание, установка деревянного настила), поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности оборудовать крыльцо здания пандусом, отвечающим нормативным требованиям.
Довод жалобы о том, что ОАО "РЖД" является ненадлежащим ответчиком по делу, также несостоятелен, поскольку данный довод являлся предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонен.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются собственниками этих объектов (статья 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Судом объективно установлено, что собственником спорного здания является ОАО "РЖД".
Довод апеллянта о том, что прокурор не является надлежащим истцом по данному делу, поскольку круг лиц с ограниченными физическими возможностями, проживающих на избирательном участке N 79, определен и известен, также необоснован.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Количество лиц с ограниченными физическими возможностями, проживающих на территории, относящейся к избирательному участку N 79, не является постоянным, так как в силу различных обстоятельств и в различные периоды времени может изменяться. С учетом этого, судебная коллегия считает, что обращение прокурора в суд с настоящим иском требованиям указанной нормы права не противоречит, а доводы апелляционной жалобы в данной части построены на неправильном толковании закона.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку они сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, в связи с чем не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта. Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.