Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего
Усольцевой И.В.,
судей
Качура И.О., Неволиной Е.В.,
при секретаре
С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. Г.И. об оспаривании бездействия Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности выдать санаторно-курортную путевку за 2014 год в санаторий кардиологического профиля в курортной зоне города "данные изъяты" взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Г. Г.И. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 21 апреля 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Ч. О.Н.., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27 февраля 2015 года Г. Г.И. обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением об оспаривании бездействия Государственного учреждения - Сахалинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда) по не обеспечению ее путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году.
В обоснование требований указала, что является инвалидом II группы по общему заболеванию. В соответствии с Федеральным законом N181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет право на бесплатное получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на санаторно-курортное лечение.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ей предписано санаторно-курортное лечение кардиологического профиля в курортной зоне города "данные изъяты" На ее заявление от 07 апреля 2014 года о предоставлении такой путевки в 2014 году, Отделение фонда 16 апреля 2014 года сообщило, что путевка будет предоставлена не позднее, чем за 18 дней до даты заезда в санаторий. 30 июня 2014 года ею подано заявление об ускорении предоставления путевки, однако в ответе Отделения фонда от 14 июля 2014 года указано о предоставлении путевки в местный санаторий - ЗАО " "данные изъяты"", несмотря на признание неправомерными аналогичных действий апелляционным определением Сахалинского областного суда в 2013 году.
Ссылаясь на то, что в индивидуальной программе реабилитации инвалида местный санаторий не значится, что другим инвалидам путевки в санатории города "данные изъяты" с заездом на август-сентябрь 2014 года выдавались, чем нарушены ее права на равенство инвалидов, на обеспечение реабилитационными мероприятиями в 2014 году, и причинены нравственные страдания, Г. Г.И. просила признать незаконными действия (бездействие) Отделения фонда, выразившиеся в не обеспечении ее в 2014 году путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в курортной зоне города "данные изъяты", выдаче путевки в местный санаторий, нарушении ее права на реабилитацию и на равенство прав инвалидов, возложить на Отделение фонда обязанность выдать ей санаторно-курортную путевку за 2014 год в санаторий кардиологического профиля в курортной зоне города "данные изъяты" в теплое время года; а также с учетом степени вины ответчика, ее индивидуальных особенностей (возраста, инвалидности), взыскать с Отделения фонда в ее пользу компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании Г. Г.И. требования поддержала, представитель Отделения фонда Ч. О.Н. с ними не согласилась.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 21 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных Г. Г.И. требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Г. Г.И. в апелляционной жалобе и дополнениях к ней просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом не дана оценка ее доводам о том, что правом определять наличие или отсутствие медицинских показаний и противопоказаний к санаторно-курортному лечению Отделение фонда не обладает, и что указанный орган обязан руководствоваться медицинской справкой по форме "данные изъяты". Полагает, что поскольку имеющаяся в распоряжении Отделения фонда справка содержала указание на нуждаемость в санаторно-курортном лечении, а местные санатории расположены на территории с неблагоприятными климатическими условиями, отказ в предоставлении ей путевки в курортной зоне города "данные изъяты" и направление на лечение в местный санаторий - незаконны. Не соглашается с выводом суда о том, что выданная в 2004 году индивидуальная программа реабилитации инвалида является недействующей. Обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о получении ею новой индивидуальной программы реабилитации. Считает, что новая индивидуальная программа реабилитации не может являться действующей, так как разработана в одном экземпляре, не выдавалась ей на руки, и не направлялась для руководства и исполнения ни в какие инстанции. Просит учесть, что судом не дана оценка бездействию ответчика по предоставлению ей путевки за 2014 год, а также тому, что за предоставлением путевки она вынуждена была обращаться в Отделение фонда неоднократно, и что ответчик, представив справку N от 28 марта 2014 года и пакет документов о предоставлении путевки за 2013 год, ввел суд в заблуждение о выдаче ей путевки за 2014 год. Отмечает, что протокол судебного заседания не выдан, чем нарушено ее право на принесение при необходимости на него замечаний. Просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности управляющего Отделением Фонда М. Е.Б. просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Отделения фонда Ч. О.Н. письменные возражения поддержала.
Заявитель Г. Г.И. в суд не явилась, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещена, в письменном заявлении от 07 августа 2015 года просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены постановленного судом решения не находит.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно статье 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
При этом федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
В соответствии с положениями статьи 11 этого же Федерального закона на основе решения учреждения медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу положений части 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пунктам 3.7 и 3.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 328, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (пункт 3.9 Порядка).
Как следует из материалов дела, Г. Г.И. является инвалидом II группы бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Г. Г.И. от 31 октября 2006 года одним из реабилитационных мероприятий было предусмотрено санаторно-курортное лечение кардиологического профиля в осенний, весенний периоды в курортной зоне города "данные изъяты".
10 апреля 2013 года Г. Г.И. обратилась в Бюро медико-социальной экспертизы N Федерального казенного учреждения " "данные изъяты"" с заявлением о разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида.
12 апреля 2013 года Г. Г.И. выдана повторно разработанная индивидуальная программа реабилитации инвалида, бессрочно, согласно которой в Перечне мероприятий медицинской реабилитации санаторно-курортное лечение не предусмотрено. С содержанием данной индивидуальной программы реабилитации, как следует из текста последней, Г. Г.И. согласилась, о чем расписалась в ней собственноручно.
07 апреля 2014 года Г. Г.И. подано заявление в Отделение фонда о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санатории города "данные изъяты" с желаемой датой заезда с 01 сентября 2014 года, с приложением медицинской справки установленной формы N, выданной 28 марта 2014 года "данные изъяты" больницей "данные изъяты", в которой указание на предпочтительное место санаторно-курортного лечения отсутствует.
16 апреля 2014 года Отделением фонда заявитель поставлена на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в 2014 году.
02 июля 2014 года Г. Г.И. обратилась в Отделение Фонда с заявлением об ускорении выдачи ей путевки - до 01 августа 2014 года.
Ответом и.о. управляющего Отделением Фонда от 14 июля 2014 года Г. Г.И. уведомлена о предоставлении ей в соответствии с медицинскими рекомендациями, указанными в справке для получения путевки N от 28 марта 2014 года, санаторно-курортной путевки в ЗАО " "данные изъяты"", сроком на 18 дней, с датой заезда 01 сентября 2014 года.
15 июля 2014 года в адрес Г. Г.И. заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении Отделением фонда направлена санаторно-курортная путевка в ЗАО " "данные изъяты"" N серии "данные изъяты", сроком на 18 дней, с датой заезда 01 сентября 2014 года, и именные направления на приобретение проездных документов на автомобильном транспорте по маршруту: "данные изъяты" N и "данные изъяты" N.
29 августа 2014 года указанная санаторно-курортная путевка и проездные документы возвращены Г. Г.И. в Отделение фонда со ссылкой на то, что путевка не соответствует региону реабилитации.
Таким образом, анализ установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствуют о том, что вновь разработанная в отношении Г. Г.И. индивидуальная программа реабилитации инвалида не содержит предписаний о необходимости ее санаторно-курортного лечения в курортной зоне города "данные изъяты", равно как не содержала указанного предписания и предоставленная ею в Отделение фонда медицинская справка формы N.
При таких данных, учитывая, что от предоставленной Отделением фонда путевки на санаторно-курортное лечение Г. Г.И. отказалась, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушений прав заявителя на гарантированные государством реабилитационные мероприятия, а также на санаторно-курортное лечение Отделением фонда не допущено, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам жалобы, суд правомерно исходил из того, что на момент обращения Г. Г.И. 07 апреля 2014 года за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение действовала выданная ей в 2013 году новая индивидуальная программа реабилитация инвалида, не содержащая мероприятия медицинской реабилитации в виде санаторно-курортного лечения, и пришел к верному выводу о соответствии оспариваемых действий закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что новая индивидуальная программа реабилитация инвалида не является действующей ввиду разработки ее в одном экземпляре, не направления ее заявителю и в соответствующие инстанции, основаны на ошибочном толковании норм социального права, поскольку таких оснований для признания индивидуальной программы реабилитации инвалида в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н не содержится.
Не основаны на правильном толковании норм права и доводы жалобы о том, что ранее выданная заявителю индивидуальная программа реабилитации инвалида от 2004 года, не утратила силу, так как из ее буквального содержания следует, что санаторно-курортное лечение кардиологического профиля в курортной зоне города "данные изъяты" было показано Г. Г.И. на октябрь 2006 и 2007 годов, что согласуется с пунктом 9 вышеназванного Приказа Минздравсоцразвития России, допускающего разработку индивидуальных программ реабилитации инвалида на 1 год, 2 года.
Как верно указано в апелляционной жалобе, правом определять наличие или отсутствие медицинских показаний и противопоказаний к санаторно-курортному лечению Отделение фонда не обладает. Именно поэтому оно обоснованно руководствовалось предоставленной заявителем медицинской справкой формы N, подтверждающей ее нуждаемость в санаторно-курортном лечении, но не содержащей врачебных предписаний о предпочтительном месте лечения.
С учетом этого обстоятельства, а также того, что действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим социальную защиту инвалидов, не установлен запрет на предоставление им санаторно-курортного лечения по месту жительства, в том числе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, доводы жалобы о незаконности предоставления заявителю путевки в санаторий ЗАО " "данные изъяты"" Сахалинской области несостоятельны.
Как усматривается из материалов дела, какого-либо неправомерного бездействия по вопросу предоставления заявителю путевки за 2014 год, в том числе по рассмотрению обращений по данному вопросу, Отделением фонда не допущено. Указанным обстоятельствам, вопреки утверждению в жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Не подтверждены материалами дела и доводы о том, что предоставленными в суд документами Отделение фонда ввело в суд заблуждение относительно периода, за который путевка предоставлена.
Что касается доводов жалобы о неознакомлении с протоколом судебного заседания, то из материалов дела следует, что копия протокола судебного заседания от 21 апреля 2015 года направлена Г. Г.И. заказной судебной корреспонденцией и вручена ей лично под роспись 24 июня 2015 года, замечаний на протокол судебного заседание не поступало. В этой связи оснований для вывода о нарушении процессуальных прав заявителя не усматривается.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и нарушений норм материального, процессуального права не допущено, оснований для отмены принятого по делу судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 21 апреля 2015 года оставить без изменения, жалобу Г. Г.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Усольцева И.В.
Судьи Качура И.О.
Неволина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.