Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Усольцевой И.В.,
судей Качура И.О., Неволиной Е.В.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. А.В. о признании незаконными действий администрации "данные изъяты" городского округа, связанных с отказом в заключении договора найма служебного жилого помещения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
по апелляционной жалобе представителя администрации "данные изъяты" городского округа К. О.А. на решение Корсаковского городского суда от 15 мая 2015 года, которым заявленные требования удовлетворены:
признаны незаконными действия администрации "данные изъяты" городского округа, выразившиеся в отказе заключить с К. А.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, "данные изъяты" район, поселок "данные изъяты", в/г N, инвентарный номер N квартира N;
на администрацию "данные изъяты" городского округа возложена обязанность принять решение о заключении с К. А.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, "данные изъяты" район, поселок "данные изъяты", в/г N, инвентарный номер N квартира N.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Усольцевой И.В., объяснения К. А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
30 марта 2015 года К. А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации "данные изъяты" городского округа в заключении с ним договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, "данные изъяты" район, поселок "данные изъяты", в/г N, инвентарный номер N квартира N, и возложении обязанности принять решение о заключении с ним полномочным лицом договора найма служебного помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что является военнослужащим, в установленном порядке признан нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения и с 29 октября 2010 года составом семьи из 3 человек состоит на соответствующем учете в территориальном отделении Федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" (далее - ФГКУ " "данные изъяты"") Министерства обороны Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске. 24 февраля 2015 года ФГКУ " "данные изъяты"" на основании части 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обратилось в администрацию "данные изъяты" городского округа с ходатайством о заключении с ним договора служебного найма на вышеуказанное жилое помещение, освобожденное военнослужащим, выехавшим к новому месту жительства, в удовлетворении которого администрация "данные изъяты" городского округа отказала, сославшись на отсутствие для этого законных оснований и полномочий.
Полагая, что действия администрации "данные изъяты" городского округа противоречат положениям пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 25 декабря 2003 года N453-О, заявитель просил удовлетворить его требования в поленом объеме.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечено ФГКУ " "данные изъяты"".
В судебном заседании суда первой инстанции заявитель К. А.В. требования поддержал, представитель администрации "данные изъяты" городского округа К. О.А. возражала против заявленных требований. Представитель ФГКУ " "данные изъяты"", извещенного о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой (л.д.133), в суд не явился.
Решением Корсаковского городского суда от 15 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемый отказ признан незаконным и на администрацию "данные изъяты" городского округа, возложена обязанность принять решение о заключении с К. А.В. полномочным лицом договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в/г N, инвентарный номер N квартира N.
На данное решение представителем администрации "данные изъяты" городского округа К. О.А. подана апелляционная жалоба, в которой она просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что на момент обращения ФГКУ " "данные изъяты"" с ходатайством о заключении договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, "данные изъяты" район, село "данные изъяты", ДОС N, квартира N, последнее являлось собственностью муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" Сахалинской области. Просит учесть, что заявитель не относится к числу лиц, с которыми действующее в муниципальном образовании нормативное регулирование позволяет заключать договор найма служебного жилого помещения, и что администрацией "данные изъяты" городского округа решения о предоставлении ему спорного жилого помещения не принималось, в связи с чем, по мнению апеллянта, в заключении вышеуказанного договора отказано правомерно. Также ссылается на отсутствие у администрации "данные изъяты" городского округа полномочий по заключению договора найма жилого помещения, поскольку ими наделено муниципальное унитарное предприятие " "данные изъяты"". По изложенным основаниям полагает, что администрация "данные изъяты" городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель К. А.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы; представители администрации "данные изъяты" городского округа и ФГКУ " "данные изъяты"", заблаговременно (28 июля 2015 года) извещенные о времени и месте рассмотрения дела факсимильной связью, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не подали. В этой связи судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения не находит.
В силу части 1 статьи 254 и части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих - граждан и членов их семей.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 декабря 2003 года N 453-О, осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Таким образом, предоставление военнослужащему жилого помещения из муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения на основании решения уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации является обязанностью администрации муниципального образования, что предполагает заключение с таким военнослужащим договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 января 2015 года К. А.В., проходящему военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части N (город "данные изъяты") в звании сержанта, и состоящему на учете в качестве нуждающегося в получении служебного жилого помещения с 29 октября 2010 года, на состав семьи в количестве трех человек распределено специализированное жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенное по адресу: село "данные изъяты", ДОС, N, квартира N.
По информации, представленной РЭУ N открытого акционерного общества " "данные изъяты"" и Территориальным отделением города "данные изъяты", ранее в указанном жилом помещении ранее проживал военнослужащий М. Р.В.; по состоянию на 01 апреля 2015 года в квартире никто не зарегистрирован и не проживает, лицевой счет открыт на Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом заместителя министра обороны Российской Федерации от 05 июня 2013 года N "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "данные изъяты" городской округ Сахалинской области" жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, расположенный по адресу: село "данные изъяты" "данные изъяты" района, военный городок (в/г) N (шесть жилых домов ДОС- N) переданы муниципальному образованию. При этом в перечне передаваемых объектов недвижимого имущества жилой дом N числится под инвентарным номером N.
По состоянию на 06 мая 2015 года балансодержателем квартиры N (ДОС, N, в/г N) является комитет по управлению имуществом администрации "данные изъяты" городского округа (л.д.135).
Частью 1 статьи 50 Устава муниципального образования " "данные изъяты" городской округ" Сахалинской области, принятого Решением районного Собрания муниципального образования "данные изъяты" района от 29.01.2009 N, предусмотрено, что администрация "данные изъяты" городского округа вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам.
Письмом мэра "данные изъяты" городского округа от 05 марта 2015 года N отказано в удовлетворении ходатайства ФГКУ " "данные изъяты"" Министерства обороны Российской Федерации о заключении договора найма служебного жилого помещения, расположенного в селе "данные изъяты" "данные изъяты" района, военном городке N, с инвентарным номером N, квартира N, в связи с отсутствием полномочий по заключению таких договоров и не принятием решения о предоставлении К. А.В. указанного служебного помещения.
Проанализировав установленные фактические обстоятельства дела и вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности обжалуемого отказа администрации "данные изъяты" городского округа, и обоснованно возложил на нее обязанность принять решение о заключении с заявителем договора найма вышеназванного служебного жилого помещения полномочным лицом.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому несостоятельны, и отмены принятого по делу решения не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корсаковского городского суда от 15 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "данные изъяты" городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий Усольцева И.В.
Судьи Качура И.О.
Неволина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.