Апелляционное определение СК по административным делам Пензенского областного суда от 13 августа 2015 г. по делу N 33-2301/2015
Судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Попова П.Г., Крючковой Н.П.,
при секретаре Аблязове Н.И,
с участием прокурора Карамышевой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Пензе, в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Крючковой Н.П. гражданское дело по апелляционной жалобе осужденного Морозова Ю. В. на решение Первомайского районного суда г. Пензы от 30 апреля 2015 г., которым постановлено:
Заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области удовлетворить.
Установить Морозову Ю.В., "данные изъяты" года рождения, уроженцу "данные изъяты", административный надзор на срок 3 (три) года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 09.10.2018.
В период административного надзора установить Морозову Ю.В. следующие административные ограничения:
- обязать являться 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства;
- запретить пребывание в общественных местах (барах, кафе, ресторанах и других подобных заведениях), осуществляющих реализацию спиртных напитков;
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в ночное время (с 22 до 06 часов);
- запретить выезд за пределы территории Калужской области.
Предупредить Морозова Ю.В. об административной ответственности по ст.19.24 КоАП РФ и об уголовной ответственности по ст.314.1 УК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Карамышевой А.Р., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области Иванков П.Г. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора сроком на 3 года в отношении Морозова Ю.В., осужденного приговором Калужского районного суда Калужской области от 03.05.2007 (с учетом изменений, внесенных кассационным определением Калужского областного суда от 06.07.2007).
Морозов Ю.В. совершил преступление средней тяжести при рецидиве преступлений, окончательное наказание назначено с применением ч.3 ст. 69 УК РФ, поскольку приговором Калужского районного суда Калужской области от 22.07.2007 Морозов Ю.В. был признан виновным в совершении особо тяжкого преступления (санкция п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на момент вынесения приговора предусматривала наказание от восьми до двадцати лет лишения свободы).
26.09.2014 в период отбывания наказания Морозов В.Ю. постановлением исправительного учреждения был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области просит установить в отношении Морозова В.Ю. административные ограничения, предусмотренные ст. 4 Федерального Закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы": запретить пребывание в развлекательных центрах, клубах, барах, ресторанах и местах, связанных с распитием спиртных напитков; запретить посещения мест проведения массовых и развлекательных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного Любимова А.В. с 22 часов вечера до 06 часов утра следующих суток; запретить выезд за пределы установленной судом территории; обязательно являться до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания регистрации на срок 3 года.
Первомайский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением Первомайского районного суда города Пензы от 30.04.2015 года, Морозов Ю.В. 11.06.2015 г. года обратился в Пензенский областной суд с апелляционной жалобой, датированной 28.05.2015 г., просит отменить решение Первомайского районного суда г. Пензы от 30.04.2015 года, поскольку он не считает себя злостным нарушителем порядка отбывания наказания., считает, что большая часть нарушений была выдумана задним числом.
В судебное заседание Морозов Ю.В. не явился, о дне, времени и месте апелляционного слушания дела своевременно и надлежащим образом извещен, дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
При этом, судебная коллегия не находит оснований для личного участия Морозова Ю.В., отбывающего наказание в исправительном учреждении, в судебном заседании суда апелляционной инстанции, поскольку заявитель вправе письменно изложить свою позицию по делу, представив суду письменные объяснения, а также защищать свои интересы через представителя, ходатайство об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи в соответствии с ч. 1 ст. 155.1 ГПК РФ Морозовым Ю.В. не заявлено.
Представитель ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Пензенской области в судебное заседание не явился. О дне, времени, месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ и 257 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Карамышевой А.Р., полагавшей решение суда оставить в законной силе, а апелляционную жалобу Морозова Ю.В. - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, судом устанавливается административный надзор.
В силу части 3 статьи 173.1 УИК РФ администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Статьей 2 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии п.п. 1, 2 ч. 1 и ч.3 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также преступления при рецидиве преступлений устанавливается административный надзор, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона административный надзор устанавливается для лиц, указанных части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как следует из материалов дела, приговора Калужского районного суда Калужской области от 03.05.2007 (с учетом изменений, внесенных кассационным определением Калужского областного суда от 06.07.2007) Морозов Ю.В. совершил преступление средней тяжести при рецидиве преступлений, окончательное наказание назначено с применением ч.3 ст. 69 УК РФ, поскольку приговором Калужского районного суда Калужской области от 22.07.2007 Морозов Ю.В. был признан виновным в совершении особо тяжкого преступления (санкция п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ на момент вынесения приговора предусматривала наказание от восьми до двадцати лет лишения свободы).
26.09.2014 в период отбывания наказания Морозов В.Ю. постановлением исправительного учреждения был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Удовлетворяя заявление начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области, суд правильно исходил из наличия такого основания, предусмотренного законом для установления административного надзора как факта наличия у Морозова В.Ю., освобождаемого из мест лишения свободы, непогашенной и неснятой судимости за совершение особо тяжкого преступления и признания его в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Срок административного надзора установлен судом правильно, в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Кроме того, следует отметить, в действиях Морозова В.Ю. имеется еще одно самостоятельное основание для установления в отношении него административного надзора - рецидив преступлений (п.2 ч.1 ст. 3, ч.3 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Вместе с тем, указанное обстоятельство не влияет на законность принятого решения и не может служить основанием для его отмены.
Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела, оснований не соглашаться с ними не имеется.
Вывод суда о необходимости установления за осужденным Морозовым В.Ю. административного надзора с учетом положений ст. 86 УК РФ сроком на 3 года является правильным.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда фразу "то есть до 09.10.2018 г.", поскольку законом определено начало течения срока административного надзора с момента постановки осужденного на учет в органе внутренних дел за вычетом срока после отбытия наказания.
В данном случае суд, определяя конкретную дату истечения срока административного надзора Морозову Ю.В., не обладает информацией о дате постановке на учет осужденного Морозова Ю.В. в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.
При этом основанием для отмены решения данное исключение из его резолютивной части не будет.
В соответствии с пунктом 2 стати 261.8 ГПК РФ, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В силу статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Осуждённый Морозов Ю.В.отбывает наказание в учреждении с 10.08.2006 г.
За время отбывания наказания осуждённый Морозов Ю.В. на путь исправления не встал, имеет 16 нарушений установленного порядка.
Постановлением от 26.14.2014 г. должностными лицами ФКУ ИК-5 УФСИН России по Пензенской области Морозов Ю.В.признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Учитывая, что Морозов Ю.В. совершил преступление при рецидиве преступления, отбывает наказание в колонии строго режима и является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд посчитал необходимым установить Морозову Ю.В. после его освобождения из мест лишения свободы административный надзор в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Согласно характеристике ФКУ исправительная колония N 5 УФСИН по Пензенской области от 09.04.2015 года осужденный Морозов Ю.В. характеризуется отрицательно.
В соответствии с частями. 2, 3 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Частью 1 статьи 115 УИК РФ предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться, в том числе мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток (пункт "в").
Злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания, в соответствии с частью 1 статьи 116 УИК РФ, являются, в том числе, нарушение распорядка дня.
Согласно пункту 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 года N 205, осужденные обязаны, в том числе, быть вежливыми между собой и в обращении с персоналом исправительного учреждения и иными лицами, выполнять их законные требования.
Факты нарушений Морозовым Ю.В. установленного порядка отбывания наказания подтверждены документально.
Указанные нарушения входят в перечень злостных, вследствие чего у администрации исправительного учреждения имелись основания для наложения на Морозова Ю.В. взыскания в виде водворения в штрафной изолятор и признания злостным нарушителем в соответствии с пунктом 14 Правила внутреннего распорядка, статей 115, 116, 117 УИК РФ.
Таким образом, в отношении Морозова Ю.В. имеются основания для установления административного надзора: освобождение из мест лишения свободы, наличие непогашенной и неснятой судимости за совершение преступления при рецидиве преступлений, признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы, в соответствии с пунктом 1 частью 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Суд, принимая во внимание данные о личности Морозова Ю.В., его поведении в местах лишения свободы, в целях предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, обоснованно определил в отношении него следующие административные ограничения: являться в органы внутренних дел по избранному месту жительства, либо пребывания 4 (четыре) раза в месяц; запретить нахождение вне жилого помещения избранного места жительства в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; запретить пребывание в развлекательных центрах, клубах, барах, ресторанах и местах, связанных с распитием спиртных напитков; запретить выезд за пределы Калужской области с установлением административного надзора сроком на 3 года.
Проанализировав исследованные по делу доказательства, с учетом положений вышеуказанных норм Федерального закона от 06 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что Морозов Ю.В. подпадает под перечень лиц, в отношении которых, необходимо установление административного надзора.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.
Срок административного надзора обоснованно судом установлен в отношении Морозова Ю.В. в соответствии пунктом 1 частью 1 статьи 5 ФЗ от 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" 3 года.
При этом судебная коллегия отмечает, что срок административного надзора исчисляется Морозову Ю.В. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом времени после освобождения из мест лишения свободы.
Доводы апелляционной жалобы Морозова Ю.В. не принимаются во внимание как основание к отмене решения суда, поскольку срок административного надзора и административные ограничения в отношении него установлены судом с учетом всей совокупности данных о личности Морозова А.В., с учетом норм ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре", в целях предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся несогласия его автора с содержанием материалов, характеризующих его личность, указание на их незаконность, безосновательность не могут быть приняты во внимание, поскольку не входят в предмет доказывания по делам данной категории, о чем изложено в п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2013 г. N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре".
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения по делу не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьи 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Пензы от 30 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозова Ю.В.- без удовлетворения, исключив из резолютивной части решения фразу "то есть до 09 октября 2018 г.".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.