Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Берко А.В.,
судей: Киселева Г.В., Загорской О.В.,
при секретаре судебного заседания Кофановой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Воропаевым И.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 05 мая 2015 года
по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края, действующего в защиту интересов Савоненко Д.А. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
УСТАНОВИЛА:
09 декабря 2014 года прокурор Предгорного района Ставропольского края Козловцев А.А. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с данным иском, указав, что 24 июля 2014 года в прокуратуру района поступило заявление Савоненко Д.А. по вопросу нарушения её жилищных прав. В результате проверки установлено, что Савоненко Д.А. является лицом, из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать - Я.В.Е. решением Предгорного районного суда от 12 июля 2010 года признана безвестно отсутствующей, отец - С.А.Б. умер 15 марта 2003 года. Постановлением администрации Предгорного муниципального района от 06 июля 2009 года N*** несовершеннолетняя Савоненко Д.А. определена в учреждение государственной поддержки. Постановлением администрации муниципального образования Юцкого сельсовета Предгорного района Ставропольского края от 15 марта 2010 года N*** Савоненко Д.А. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Министерством образования Ставропольского края на основании материалов предоставленных органом опеки и попечительства Администрации Предгорного муниципального района Савоненко Д.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Обращение Савоненко Д.А. в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края зарегистрировано в журнале регистрации 01 июля 2014 года N***. В соответствии с требованиями действующего законодательства Савоненко Д.А. должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Истец просил суд обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Савоненко Д.А., 08 августа 1995 года рождения, уроженке с. Юца Предгорного района Ставропольского края, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.2-5).
Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 января 2015 года производство по делу приостановлено в связи с реорганизаций ответчика - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края до определения его правопреемника (л.д.39-40).
Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 21 апреля 2015 произведена замена ответчика по делу - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на его правопреемника - Министерство имущественных отношений Ставропольского края (49-50).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 мая 2015 года исковое заявление прокурора Предгорного района Ставропольского края в защиту интересов Савоненко Д.А. удовлетворено. На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Савоненко Д.А., 24 сентября 1992 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 70-78).
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя по доверенности Воропаева И.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объёме, указав, что суд не принял во внимание, что Савоненко Д.А. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилого помещения лишь 31 октября 2014 года и в журнале учёта заявление зарегистрировано под номером ***. При этом, первоочередное предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда законодательством не предусмотрено, поскольку будут нарушены права лиц, зарегистрированных в журнале учета ранее (л.д. 80-82).
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Предгорного района Ставропольского края Козловцев А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела N2-766/2015, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, в поступивших относительно доводов апелляционной жалобы возражениях, заслушав процессуального истца прокурора Протасову О.Б., истца Савоненко Д.А., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации).
Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребёнка, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1 ст.27 Конвенции о правах ребёнка, заключенной 20 ноября 1989 года).
Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3 ст.27 Конвенции о правах ребёнка).
Конкретизируя указанные основополагающие принципы, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей указывает формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из положений ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Савоненко Д.А. родилась 24 сентября 1992 года (л.д.7-8).
Её мать - Я.В.Е. признана безвестно отсутствующей вступившим в законную силу решением Предгорного районного суда Ставропольского края от 12 июля 2010 года (л.д.9-10).
Её отец - С.А.Б. умер 15 марта 2003 года (л.д.11).
Постановлением Администрации Предгорного района Ставропольского края от 06 июля 2009 года N*** несовершеннолетняя Савоненко Д.А. определена в учреждение государственной поддержки в связи с тем, что осталась без попечения родителей (п.1). За несовершеннолетней Савоненко Д.А. сохранено право на внеочередное получение жилой площади по окончании пребывания в госучреждении и в установленном законом порядке (п.2 (л.д.12-13).
В паспорте гражданина Российской Федерации ***, выданном 27 августа 2013 года на имя Савоненко Д.А., в разделе "Место жительства", указано на регистрацию по адресу: ***(л.д.8-9).
Постановлением Администрации Юцкого сельсовета Предгорного муниципального района Ставропольского края от 15 марта 2010 года N*** Савоненко Д.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список на внеочередное получение жилой площади (п.1) (л.д.16).
Согласно справки ГБОУ СПО "Пятигорский аграрный техникум" от 24 декабря 2012 года N***, Савоненко Д.А. обучается по заочной форме по специальности "земельно-имущественные отношения" (л.д.15).
В уведомлении Министерства образования Ставропольского края от 31 июля 2013 года N*** указано, что Савоненко Д.А. включена в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договора социального найма в 2013 году (л.д.18-19).
27 июня 2014 года Савоненко Д.А. обратилась с заявлением на имя Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края с учётом положений абз.3 п.1 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N240-п (л.д.20).
Как следует из Журнала регистрации заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края заявление Савоненко Д.А. зарегистрировано под N*** (л.д.64).
14 июля 2015 года Савоненко Д.А. обратилась к прокурору Предгорного района Ставропольского края с заявлением об оказании содействия в получении жилья (л.д.6).
Поскольку право Савоненко Д.А. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор Предгорного района Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Савоненко Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края истцу, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Савоненко Д.А., поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из содержания положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
По мнению судебной коллегии выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости
, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.