Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 25 августа 2015 г. по делу N 33-303/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Вагапова Р.К.,
Прыткова Р.В.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю., с участием заявителя Лобанова А.В., его представителей Шерман Л.И. и адвоката Теванян Г.А., военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Левина Е.В. рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Лобанова А.В. - Шерман Л.И. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 11 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Лобанова А.В. об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, командира войсковой части N, связанных с досрочным увольнением с военной службы в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, объяснения заявителя Лобанова А.В., его представителей Шерман Л.И. и адвоката Теванян Г.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Центрального военного округа подполковника юстиции Левина Е.В., полагавшего необходимым решение гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лобанов проходил военную службу по контракту в войсковой части N на воинской должности заместителя командира по материально-техническому обеспечению - начальника отделения материально-технического обеспечения 2 понтонно-мостового железнодорожного батальона.
Приказом командующего войсками Центрального военного округа (далее по тексту ЦВО) от 24 января 2014 года N Лобанов в связи с проведением организационно-штатных мероприятий был зачислен в распоряжение этого же должностного лица с содержанием за штатом в войсковой части N.
Поскольку возможности размещения заявителя по основной или профильной военно-учётной специальности в воинских частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации не имелось, командующий войсками ЦВО приказом от 10 апреля 2015 года N досрочно уволил его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Считая свои права нарушенными, Лобанов обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командующего войсками ЦВО, связанные с изданием указанного выше приказа и обязать должностное лицо отменить его.
Самарский гарнизонный военный суд решением от 11 июня 2015 года в удовлетворении требований Лобанова отказал.
Выражая несогласие с указанным выше решением суда, представитель заявителя - Шерман Л.И. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Лобанова.
В обоснование жалобы представитель заявителя указывает, что вывод суда о законности увольнения Лобанова с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жилым помещением противоречит требованиям п.1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 17 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября1999 года N 1237 (далее по тексту Положение).
Кроме того, по мнению представителя заявителя, суд не учёл, что Лобанов с рапортом об увольнении с военной службы к командованию не обращался, должностные лица при увольнении Лобанова с военной службы, не приняли мер по постановке его на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе заседания суда апелляционной инстанции заявитель и его представители, каждый в отдельности, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения, сокращении занимаемой им воинской должности, невозможности назначения на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность), а также по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Согласно выписке из приказа командующего войсками ЦВО от 24 января 2014 года N Лобанов в связи с организационно - штатными мероприятиями освобождён от занимаемой должности и зачислен в распоряжение.
Из сообщения начальника 1 управления Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 24 февраля 2015 года усматривается, что начальник управления кадров ЦВО был информирован о невозможности размещения на низших, равных и высших воинских должностях ряда офицеров, в том числе и заявителя.
Учитывая данное обстоятельство, и то, что срок нахождения Лобанова в распоряжении командующего войсками ЦВО, предусмотренный п.4 ст. 42 "О воинской обязанности и военной службе", истёк суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии основания для увольнения заявителя с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом согласие Лобанова с назначением на низшую, равную или высшую должность не могло повлиять на указанный вывод суда, поскольку командованием были приняты исчерпывающие меры, направленные на решении вопроса о дальнейшем его прохождении военной службы.
То обстоятельство, что Лобанов уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением, также не ставит под сомнение обжалуемое решение по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по ряду оснований, в том числе и в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет, предоставляется жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности по избранному постоянному месту жительства по нормам, предусмотренным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1, 3 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее по тексту Инструкция", признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом на основании их заявления и представленных документов.
Из материалов дела следует, что Лобанов относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми в собственность или по договору социального найма при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет и признании нуждающимися в жилом помещении.
Как видно из содержания листа беседы с увольняемым от 4 декабря 2014 года, за четыре месяца до издания приказа об увольнении Лобанова с военной службы ему было разъяснено его право подать в жилищный орган заявление о постановке на учёт военнослужащих нуждающихся в постоянном жилом помещении в связи с предстоящим увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.
Согласно сообщению начальника 1 отдела (г. Самара) Федерального государственного казённого учреждения (далее по тексту ФГКУ) "Центррегионжильё", по состоянию на 1 июня 2015 года заявление Лобанова о постановке его на учёт нуждающихся в получении постоянного жилого помещения в указанную организацию не поступало.
Указанное выше обстоятельство, как правильно указал суд первой инстанции, давало должностным лицам законное основание считать Лобанова не нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания и уволить его с военной службы без предоставления жилого помещения. При этом окружной военный суд приходит к выводу, что заявитель именно в силу своей личной нераспорядительности не был поставлен жилищным органом на учёт нуждающихся в постоянном жилом помещении до издания приказа о его увольнении с военной службы.
Поскольку на день издания должностным лицом приказа об увольнении Лобанова с военной службы последний не был установленным порядком признан нуждающимся в жилом помещении, то ссылки представителя заявителя на положения п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 17 ст. 34 Положения не обоснована, поскольку они касаются военнослужащих признанных, в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях
По тем же основаниям не состоятельны доводы представителя заявителя основанные на решениях Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации по конкретным делам, которые приведены в апелляционной жалобе.
Мнение представителей заявителя о том, что должностные лица перед увольнением Лобанова с военной службы должны были самостоятельно представить в уполномоченный орган документы для его признания нуждающимся в жилом помещении и постановки на жилищный учёт является ошибочным, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно п. 1 Инструкции на командование возложена обязанность предоставлять в жилищный орган только документы о прохождении заявителем военной службы, которые, вопреки мнению представителей заявителя, не являются основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Кроме того, у командования отсутствовали основания для предоставления указанных документов в жилищный орган ввиду отсутствия обращения Лобанова в указанный орган о признании его нуждающимся в получении постоянного жилого помещения.
Таким образом, суд первой инстанции верно оценил исследованные по делу доказательства и пришёл к обоснованному выводу о правомерности действий должностных лиц по досрочному увольнению с военной службы Лобанова, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Самарского гарнизонного военного суда от 11 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N Лобанова А.В. об оспаривании действий командующего войсками Центрального военного округа, командира войсковой части N, связанных с досрочным увольнением с военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Лобанова А.В. - Шерман Л.И. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.