Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Кашиной Л.И. и Афанасьевой Т.В.
при секретаре Кудряшовой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Басковой Г.Б.
17 августа 2015 года
дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 10 июня 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Волковой Г.К. удовлетворить:
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) от "данные изъяты" незаконным в части отказа в назначении Волковой Г.К. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) включить в специальный стаж Волковой Г.К. в календарном исчислении:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского дезинфектора ГУП "Яргордезстанция" (с ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "Дезинфекционная станция г.Ярославля, г.Ярославль"),
- период курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ и назначить Волковой Г.К. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с УПФР (ГУ) в г. Ярославле (межрайонное) в пользу Волковой Г.К. "данные изъяты" рублей возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) по доверенности "данные изъяты" в поддержание доводов жалобы, возражения Волковой Г.К. по доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) от "данные изъяты" Волковой Г.К. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" по причине отсутствия необходимого специального стажа работы.
В специальный стаж Волковой Г.К. не включены: период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского дезинфектора ГУП "Яргордезстанция", а с ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "Дезинфекционная станция г.Ярославля, г.Ярославль", период курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
Волкова Г.К. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) о признании указанного решения незаконным, включении указанных периодов в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований ссылалась на необоснованность исключения из специального стажа указанных периодов и, как следствие, незаконность отказа пенсионного органа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
С выводом суда об удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и закону.
Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, судом первой инстанции истолкован и применен правильно. Нарушений норм материального права не допущено.
Доводы жалобы о том, что не подлежит включению в специальный стаж период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского дезинфектора ГУП "Яргордезстанция", а с ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "Дезинфекционная станция г.Ярославля, г.Ярославль", являются несостоятельными.
Судом установлено и подтверждается трудовой книжкой истицы, что с ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность дезинфектора в отдел дезинфекции в Ярдезстанцию Горздравотдела, с ДД.ММ.ГГГГ Государственное унитарное предприятие "Яргордезстанция" переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Дезинфекционная станция г.Ярославля, г.Ярославль", ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, с ДД.ММ.ГГГГ Волкова Г.К. работает в Северном дорожном филиале ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" в должности медицинского дезинфектора.
Из материалов дела следует, что при обращении истицы за досрочным пенсионным обеспечением пенсионным органом отказано во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского дезинфектора ГУП "Яргордезстанция", а с ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "Дезинфекционная станция г.Ярославля, г.Ярославль" по мотиву того, что Списками от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено такого права медицинского работника при осуществление трудовой деятельности у работодателей с организационной правовой формой Государственное унитарное предприятие, в данных Списках определена только организационно-правовая форма - учреждение здравоохранения, кроме того, в сведениях индивидуального лицевого счета Волковой Г.К. сведения о стаже с ДД.ММ.ГГГГ отражены без кода особых условий труда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необоснованности такого решения пенсионного органа.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 ФЗ N173-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. N2-П оценка приобретенных гражданином до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся трудового стажа и размера пенсии, может осуществляться по нормам ранее действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N464.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР N464 от 06.09.1991г. "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санаторно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на
пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
На основании пункт 1 Списка, утвержденного указанным Постановлением N464 от 06.09.1991г., право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-?профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списками от 22.09.1999г. N1066, от 29.10.2002г. N781 предусмотрена должность медицинский дезинфектор, наименование учреждения - дезинфекционная станция.
По смыслу приведенных норм право на досрочное пенсионное обеспечение законодателем связано с работой только в учреждениях здравоохранения, начиная лишь с 01.11.1999 года.
Таким образом, работа истицы в должности медицинского дезинфектора ГУП "Яргордезстанция" в период с ДД.ММ.ГГГГ судом обоснованно включена в специальный стаж истицы по Списку N464 от 06.09.1991г.
Вместе с тем, судебная коллегия считает верным и вывод суда о том, что период работы истицы в должности медицинского дезинфектора и после ДД.ММ.ГГГГ при изменении организационно-правовой формы организации подлежит включению в специальный стаж.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и
иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не
относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 ст.27 ФЗ N173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной
деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 ст.120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией,
субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при
изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона N 173-Ф3, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Судебная коллегия считает, что правильно оценив неменяющийся характер медицинской деятельности истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ, положения Уставов организации - работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, а также то обстоятельство, что дезостанция весь спорный период являлась единственной в городе Ярославле специализированной организацией дезинфекционного профиля, суд обоснованно сославшись на вышеуказанные положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N30, пришел к верному выводу о том, что период работы истицы после изменения организационно-правовой формы организации с ДД.ММ.ГГГГ года подлежит включению в специальный стаж.
То обстоятельство, что в сведениях индивидуального лицевого счета Волковой Г.К. сведения о стаже с ДД.ММ.ГГГГ отражены без кода особых условий труда, также не является основанием для невключения данного периода в специальный стаж, поскольку на основании положений пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования возложена на работодателя.
Ненадлежащее исполнение работодателем указанной обязанности не может повлечь неблагоприятные последствия для работника. Соответственно, непредставление работодателем сведений о льготном характере работы истицы в спорный период не может быть вменено ей в вину и не является основанием для не включения данного периода в специальный стаж.
При указанных обстоятельствах судом обоснованно включен в специальный стаж Волковой Г.К. период работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинского дезинфектора ГУП "Яргордезстанция", а с ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "Дезинфекционная станция г.Ярославля, г.Ярославль".
Не может согласиться судебная коллегия и с доводами апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Из материалов дела следует, что в период работы Волковой Г.К. в Северном дорожном филиале ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" в должности медицинского дезинфектора, она направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статье 187 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Судебная коллегия считает, что суд правильно указал, что во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы.
Таким образом, поскольку спорный период нахождения Волковой Г.К. на курсах повышения квалификации имел место в период её работы, включаемой в специальный стаж, соответственно он обоснованно включен судом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, ввиду наличия у Волковой Г.К. необходимого специального стажа, у суда первой инстанции имелись все основания для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению ей досрочной пенсии по старости с момента обращения - с ДД.ММ.ГГГГ
Ссылки в жалобе на допущенное нарушение положений статьи 17, 19 Конституции РФ являются несостоятельными.
Постановленное судом решение статьям 17, 19 Конституции РФ не противоречит.
Все доводы жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции и были предметом исследования суда, в решении им дана надлежащая правовая оценка и сделан обоснованный вывод об их несостоятельности.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ярославле (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 10 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.