Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Ломтевой Л.С.,
судей Федотовой Н.П., Суринова М.Ю.
при секретаре Марковой О.С.
с участием прокурора Лазаревой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 4 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО "Техническая бумага" на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Техническая бумага" о признании незаконными и недействующими абзацев второго и четвертого пункта 1.2, пунктов 2.2, 2.9 - 2.12, 3.1 - 3.9, 4.7 - 4.9, 5.3 "Порядка приема сточных вод в систему канализации городского округа город Рыбинск", утвержденного постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 30 декабря 2009 года N 4647, отказать".
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Техническая бумага" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными и недействующими абзацев второго и четвертого пункта 1.2, пунктов 2.2, 2.9 - 2.12, 3.1 - 3.9, 4.7 - 4.9, 5.3 "Порядка приема сточных вод в систему канализации городского округа город Рыбинск", утвержденного постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 30 декабря 2009 года N 4647.
В обоснование заявления ссылалось на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят вне полномочий и компетенции органа местного самоуправления, противоречит нормам федерального законодательства в сфере водоотведения, и нарушает гарантированные законом права заявителя на защиту конкуренции и защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал".
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального права.
В возражениях на жалобу генеральный директор МУП ГО г. Рыбинск "Водоканал" А.Н. Захаров и прокурор города Рыбинска не согласны с доводами жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, выслушав представителя ОАО "Техническая бумага" Корчмина Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также представителей Администрации городского округа город Рыбинск Комарову Е.С., представителей МУП городского округа г. Рыбинск "Водоканал" Ежову О.П. и Ишутко О.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Лазаревой Е.А. о законности и обоснованности решения суда, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Пунктом "д" части 1 ст. 72 Конституции РФ определено, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Вопреки мнению заявителя, издание Администрацией городского округа г. Рыбинск нормативного правового акта не противоречит положениям ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об организации местного самоуправления", положениям Устава городского округа г. Рыбинск, а потому принято управомоченным органом, подписано управомоченным должностным лицом.
В соответствии со статьей 21 Устава городского округа город Рыбинск, утвержденного решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 30.03.2006 N 31, в редакции решения от 27.04.2006 N 41, структуру органов местного самоуправления составляют:
1.1. Муниципальный Совет городского округа город Рыбинск - представительный орган города Рыбинска.
1.2. Глава городского округа город Рыбинск - выборное должностное лицо местного самоуправления.
1.3. Администрация города Рыбинска - исполнительно-распорядительный орган города Рыбинска. Глава города Рыбинска возглавляет администрацию на принципах единоначалия.
Органы местного самоуправления обладают правами и несут обязанности в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом (пункт 2 статьи 21 Устава).
Названная структура соответствует структуре, установленной в статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу положений статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации (пункт 4 статьи 43).
Согласно пункту 6 названной статьи глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В силу статьи 31 Устава глава города Рыбинска в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами муниципального Совета, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ярославской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Устава принятие решений по вопросам организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к компетенции главы города Рыбинска как главы администрации города Рыбинска.
Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав нормы права, действующие по спорному вопросу, суд правильно сделал вывод о том, что обжалуемое постановление принято главой города Рыбинска как главой администрации в пределах своих полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 30 Устава городского округа город Рыбинск. Форма правового акта соответствует положениям пункта 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 31 Устава городского округа город Рыбинск.
В обоснование незаконности ряда пунктов постановления Администрации от 30.12.2009 года N 4647 заявитель указывает на то, что указанным постановлением предусмотрено обязательное ежегодное получение разрешения на сброс сточных вод и загрязняющих веществ, что противоречит, по его мнению положениям Водного кодекса РФ, Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2001 года N 416-ФЗ, а также Постановлению Правительства "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения" N 644 от 29 июля 2013 года. Данный довод был предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно был отклонен.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности, в том числе, для юридических лиц, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно частям 2 и 3 статьи 35 Водного кодекса РФ, нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства ЯО от 28 июля 1997 года N 172-п определен порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов ЯО.
Приведенные выше правовые нормы позволяют сделать вывод, что необходимость получения разрешения на сброс загрязняющих веществ установлена федеральным законом, обжалуемое постановление Администрации от 30 декабря 2009 года N 4647 данное правило дублирует.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении антимонопольного законодательства судебной коллегией отклоняются. На основании части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Оспариваемый акт не передает организации, осуществляющей водоотведение полномочий, не установленных действующим законодательством, нарушений норм Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доводы апелляционной жалобы в целом воспроизводят позицию, изложенную в суде первой инстанции, оснований для отмены решения суда не содержат. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба не может служить основанием для отмены решения суда и подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ОАО "Техническая бумага" на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 16 июня 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.