Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Сорокиной О.А., Хасановой М.М.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
апелляционное представление прокурора Наримановского района Астраханской области
на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 09 июня 2015 года
по заявлению главы администрации муниципального образования "Наримановский район" Кандыкова Н.М. о признании незаконным представления заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области N7-45-2015 от 06 апреля 2015 года об устранении нарушений жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
глава администрации муниципального образования "Наримановский район" Кандыков Н.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области N7-45-2015 от 06 апреля 2015 года об устранении нарушений жилищного законодательства, указав, что 06 апреля 2015 года прокуратурой Наримановского района Астраханской области в адрес главы муниципального образования "Наримановский район" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Согласно указанному представлению, прокуратурой Наримановского района Астраханской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в части создания маневренного жилого фонда на территории Наримановского района Астраханской области в деятельности администрации муниципального образования "Наримановский район". В ходе проведенной проверки установлено, что маневренный фонд для переселения граждан создан лишь на территории муниципального образования "Разночиновский сельсовет" Наримановского района Астраханской области. Указанный факт, по мнению прокуратуры, свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального образования "Наримановский район" обязанностей по созданию маневренного фонда на территории Наримановского района Астраханской области.
Прокуратура Наримановского района Астраханской области потребовала безотлагательно рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры района, принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, а именно: обеспечить строительство на территории муниципального образования "Наримановский район" маневренного жилого фонда, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушение жилищного законодательства, информировать прокуратуру о результатах рассмотрения представления с приложением копий приказов.
С вынесенным представлением прокуратуры заявитель не согласен, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по тем основаниям, что организация строительства муниципального жилищного фонда, в том числе маневренного фонда представляет собой многоэтапный трудоемкий процесс. В 2015 году запланировано строительство семи многоквартирных жилых домов, также изготовлена проектно-сметная документация на строительство указанных жилых домов, земельные участки, предназначенные под строительство многоквартирных жилых домов поставлены на кадастровый учет, задание на строительство выдано МБУ "ЕДДС". Таким образом, работа, направленная на создание муниципального жилищного фонда, в том числе маневренного фонда, администрацией муниципального образования "Наримановкий район" ведется в рамках действующего законодательства.
С учетом изложенного заявитель просит признать незаконным представление заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области N7-45-2015 от 06 апреля 2015 года об устранении нарушений жилищного законодательства и отменить его.
В судебном заседании представитель заявителя Блинова А.Е., действующая на основании доверенности, заявление поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица помощник прокурора Матвиенко В.А. просил заявление оставить без удовлетворения.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 09 июня 2015 года заявление главы администрации муниципального образования "Наримановский район" Кандыкова Н.М. о признании незаконным представления заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области N7-45-2015 от 06 апреля 2015 года об устранении нарушений жилищного законодательства удовлетворено. Суд представление заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области N7-45-2015 от 06 апреля 2015 года об устранении нарушений жилищного законодательства признал незаконным и отменил его.
В апелляционном представлении прокурора Наримановского района Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права и неправильного применения процессуального законодательства, считают, что выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях относительно представления.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора Дюйсембееву Э.М., поддержавшую доводы представления, объяснение представителя администрации муниципального образования "Наримановский район" и главы администрации муниципального образования "Наримановский район" Блинову А.Е., возражавшую против удовлетворения доводов представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда не находит оснований к отмене судебного постановления.
Признавая незаконным представление заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области N7-45-2015 от 06 апреля 2015 года об устранении нарушений жилищного законодательства и отменяя его, суд первой инстанции пришел к выводу, что ссылка прокурора на Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации необоснованна, поскольку положения вышеуказанных нормативных правовых актов не указывают на обязанность строительства маневренного жилого фонда.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года N 2-П говорится, что расширительное толкование объема полномочий имеющихся у органа местного самоуправления для решения вопросов местного значения, закрепленных статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допустимо.
Положения данных пунктов не указывают на обязанность создания маневренного фонда. Апелляционная коллегия считает, что расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у органа местного самоуправления для решения данного вопроса местного значения, как и любого иного вопроса местного значения, закрепленного статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допустимо.
Указанная правовая позиция приведена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П по делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится в частности владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в пунктах 1 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся муниципальные жилые помещения; для граждан - несостоятельных должников, утративших жилые помещения, полученные за счет кредитов или целевых займов и заложенные в их обеспечение, если на момент обращения у них нет другого жилья; для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома. Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (пункт 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно признал незаконной ссылку прокурора Наримановского района Астраханской области на Жилищный кодекс Российской Федерации незаконной, поскольку нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления к созданию маневренного фонда не обязываются.
Вывод суда об отсутствии вины главы администрации муниципального образования "Наримановский район" в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц является обоснованным, поскольку отнесение полномочий по созданию маневренного фонда к числу собственных, которые органы местного самоуправления должны осуществлять обязательно за свой счет, неправомерно.
Таким образом, суд правомерно признал незаконным представление заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области N7-45-2015 от 06 апреля 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку повторяют правовую позицию представителя прокуратуры Наримановского района Астраханской области, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Выводы суда мотивированы надлежащим образом и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Наримановского района Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.