Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Черемных Н.К. и Кравченко Е.Г.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гариповой З.Д. к администрации муниципального образования Куйтунский район о признании права на пенсию за выслугу лет
по апелляционной жалобе истца Гариповой З.Д. на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 25 мая 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Гарипова З.Д. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Куйтунский район о признании права на пенсию за выслугу лет. В обоснование иска указала, что (дата изъята) обратилась в комиссию по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Куйтунского районного муниципального образования Иркутской области с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, предусмотренной ст. 11 Закона Иркутской области от 15 октября 2007 года N 88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области". Решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Куйтунского районного муниципального образования (номер изъят) от (дата изъята) ей отказано в назначении пенсии по выслуге лет на муниципальной службе, так как увольнение с муниципальной службы было до назначения трудовой пенсии.
С решением комиссии не согласна, считает его незаконным, основанном на неправильном толковании правовых норм. Ни один нормативно-правовой акт не предусматривает таких требований, как достижение пенсионного возраста при прохождении муниципальной службы, увольнение с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию. В период с (дата изъята) по (дата изъята) она работала в должности инспектора в (данные изъяты) райсобесе. (дата изъята) райсобес был реорганизован в отдел социальной защиты населения администрации (данные изъяты) района Иркутской области, где она продолжила работу в должности специалиста первой категории по начислению пенсий. (дата изъята) уволилась из отдела социальной защиты населения (данные изъяты) района с должности специалиста первой категории по начислению пенсий по собственному желанию. Таким образом, она является муниципальным служащим, стаж муниципальной службы составляет более 15 лет, а именно (данные изъяты). (дата изъята) она принята на должность начальника отдела назначения, перерасчёта и выплаты пенсий и оценки пенсионных прав в Управление Пенсионного фонда РФ в (данные изъяты) районе. Уволилась с муниципальной службы (дата изъята) , то есть в период действия закона Иркутской области N 15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области". Статья 24 Закона Иркутской области N 15- оз предусматривала, что муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, выплачиваемую за счёт средств местного бюджета, при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин. Закон не содержит положений о том, что право на ежемесячную доплату получали только те граждане, которые доработали на муниципальной службе до достижения пенсионного возраста и уволились с муниципальной службы в связи с уходом на пенсию. Просила признать за ней право на пенсию по выслуге лет, выплачиваемую за счёт средств местного бюджета, как лицу, замещавшему должности муниципального служащего.
В судебном заседании Гарипова З.Д. исковые требования поддержала, представитель ответчика по доверенности Ян-Вен-Фа В.В. исковые требования не признала.
Решение суда от 25 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований Гариповой З.Д. отказано.
В апелляционной жалобе истец Гарипова З.Д. просит решение суда по данному делу отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что не согласна с выводом суда об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, поскольку отсутствует одно из необходимых условий, а именно увольнение с муниципальной службы по указанным в законе основаниям. Примененные судом положения ст. 11 закона Иркутской области N88-оз от 15.10.2007 "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" противоречат Конституции РФ (ст. ст. 7, 15-19, 37, 39, 45-46), ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и допускают неравенство в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории служащих.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО Куйтунский район Ян-Вен-Фа В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гариповой З.Д., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что с (дата изъята) по (дата изъята) Гарипова З.Д. работала инспектором в (данные изъяты) райсобесе; с (дата изъята) по (дата изъята) работала инспектором пенсионного отдела Комитета по социальной защите и социальному обеспечению, куда была принята переводом в связи с организационными изменениями и созданием Комитета по социальной защите и социальному обеспечению; с (дата изъята) по (дата изъята) работала специалистом 1 категории по работе с престарелыми Комитета по социальной защите и социальному обеспечению; с (дата изъята) по (дата изъята) работала специалистом 1 категории по назначению пенсий отдела социальной защиты населения администрации (данные изъяты) района Иркутской области, куда была принята переводом в связи с переименованием Комитета по социальной защите и социальному обеспечению в отдел социальной защиты населения администрации (данные изъяты) района Иркутской области. Уволена (дата изъята) переводом в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (данные изъяты) районе, где работает по настоящее время.
С (дата изъята) Гарипова З.Д. является получателем трудовой пенсии по старости.
(дата изъята) Гарипова З.Д. обратилась в администрацию муниципального образования Куйтунского района с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет муниципальным служащим.
Решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Куйтунского районного муниципального образования (номер изъят) от (дата изъята) ей отказано в назначении пенсии по выслуге лет, поскольку на момент увольнения с муниципальной службы Гарипова З.Д. не имела право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета, предусмотренную ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области", пенсия за выслугу лет не подлежит назначению в порядке, определенном ч. 2-7 ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области". На момент увольнения с муниципальной службы Гарипова З.Д. не получала пенсию (по старости либо инвалидности), то есть у неё не возникло право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований Гариповой З.Д., поскольку не соблюдены условия назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", а именно увольнение истца с муниципальной службы произведено по основанию, предусмотренному п.5 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР), не предусмотренному ст. 11 указанного Закона (перевод, а не увольнение со службы по собственному желанию). Сделан вывод, что отсутствует одно из необходимых условий назначения пенсии за выслугу лет, оснований для признания за истцом права на пенсию за выслугу лет, не имеется.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании и применении норм законодательства, определяющего особенности правового регулирования отношений, связанных с прохождением муниципальной службы, а также пенсионного обеспечения лиц, занимавших должности муниципальной службы, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела (п.п. 3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (ст.3).
В силу ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4(4) ст. 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области" и до дня вступления в силу настоящего Закона и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области", но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 настоящего Закона.
В силу ст. 24 Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области" муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета. Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего.
Частями 2-7 статьи 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" предусмотрен порядок установления пенсии за выслугу лет, размер и порядок выплаты указанной пенсии.
Из анализа указанных норм права следует, что лицам, имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области" (ст. 24 Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз), но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2-7 статьи 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области", без проверки наличия условий, предусмотренных ч.1 статьи 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз.
Право на пенсионное обеспечение возникает у гражданина с момента, с которого в соответствии с пенсионным законодательством складывается совокупность юридически значимых обстоятельств, таких, как достижение пенсионного возраста, наличие стажа работы по специальности или стажа по выслуге лет.
Право Гариповой З.Д. на пенсию по выслуге лет определяется в соответствии с п. 4(4) ст. 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области" как замещавшей муниципальные должности муниципальной службы, уволившейся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области" и до дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз и имевшей право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области", при наличии стажа муниципальной службы более 10 лет, необходимого для назначения ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области" (ст. 24 Закона Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз).
Таким образом, Гарипова З.Д. имеет необходимый стаж замещения на профессиональной основе муниципальных должностей, то есть у нее на момент увольнения с муниципальной службы в (данные изъяты) году возникло, предусмотренное Законом Иркутской области от 15 мая 1998 года N15-оз "О муниципальной службе в Иркутской области" право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета, которое в соответствии с п. 4(4) ст. 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 N88-оз дает ей право на пенсию за выслугу лет, реализовать которое она может при достижении пенсионного возраста.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Гариповой З.Д. к ответчику имелась совокупность юридически значимых обстоятельств, таких, как достижение пенсионного возраста, наличие стажа по выслуге лет, дающих право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета.
При данных обстоятельствах законных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 25 мая 2015 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Гариповой З.Д. к администрации муниципального образования Куйтунский район о признании права на пенсию за выслугу лет удовлетворить.
Признать за Гариповой З.Д. право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Н.К. Черемных
Е.Г. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.