Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Кравченко Е.Г. и Черемных Н.К.,
при секретаре Мартиросян К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гармышевой А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска на решение Свердловского районного суда г.Иркутска от 9 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование иска Гармышева А.В. указала, что имеет необходимый стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда.
Однако решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска от Дата изъята Номер изъят ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Ответчиком не зачтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее работы с 28.07.1982 по 13.10.1985, с 30.11.1985 по 07.10.1985, с 20.11.1986 по 06.09.1987, с 06.03.1988 по 09.03.1988, с 09.04.1988 по 29.08.1988 в должности лаборанта лаборатории подопытных животных Иркутского государственного научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока ввиду того, что противочумный институт не является учреждением здравоохранения и работа в нем не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (далее - Список N 2).
Кроме того, ответчиком исключены из специального стажа периоды ее нахождения в учебных отпусках с 08.10.1986 по 19.11.1986, с 07.09.1987 по 08.10.1987, с 07.12.1987 по 05.03.1988, с 10.03.1988 по 08.04.1988 со ссылкой на то, что согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, период нахождения в учебном отпуске в специальный стаж работы не включается.
Гармышева А.В. с решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска не согласна. Указала, что в Перечне учреждений здравоохранения, содержащемся в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627, содержатся противочумные центры (станции). Минздрав утверждает Единую номенклатуру и типовые, то есть рекомендуемые, категории учреждений. Противочумный центр (станция) - это типовая категория, установленная Минздравом. Для разрешения вопроса об отнесении учреждения к противочумным центрам (станциям), главным является установление факта выполнения им соответствующих функций. Исходя из нормативных актов, учредительных документов, лицензии, ФКУЗ Иркутский государственный научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока является учреждением здравоохранения, работа в нем связана с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право в соответствии с позицией 22600000-1754а раздела 24 Списка N 2 на пенсию по старости на льготных условиях. Спорные периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в льготный стаж. С 1982 года по 1988 год она обучалась в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. На время сессий работодатель предоставлял ей дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, с которой производил за нее отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Истец просила суд: признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 50 лет; признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска в части отказа в досрочном назначении пенсии по старости и не включения в специальный стаж спорных периодов работы и учебных отпусков льготно в двойном размере; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области включить в специальный стаж спорные периоды работы и учебных отпусков льготно в двойном размере; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области назначить ей страховую пенсию по старости досрочно со дня первоначального обращения - с Дата изъята ; взыскать с ответчиков судебные издержки.
В судебное заседание Гармышева А.В. не явилась.
Представитель Гармышевой А.В. - Миронова А.А., являющаяся одновременно представителем третьего лица ФКУЗ Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Роспотребнадзора, в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчиков Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска Самохин П.Г., Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области Сигилева Н.Б. иск не признали.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на доводы, приведенные в решении об отказе Гармышевой А.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Также указывает, что при взыскании судебных издержек суд не учел правовую природу денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп.2 ч.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые два года такой работы.
Аналогичные положения содержались в п."б" ст.12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002, и содержатся в подп.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" позицией 22600000-1754а Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, предусмотрено, что право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях имеют работники, занятые в противочумных учреждениях (действовал с 01.01.1992).
Аналогичное положение закреплено в разделе XXVI "Учреждения здравоохранения" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (действовал до 01.01.1992).
В соответствии со ст.94 Закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1 (действовавшего до 01.01.2002) периоды работы в противочумных учреждениях исчисляются в льготном порядке - в двойном размере.
Постановлением Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 N 70 утверждено Разъяснение N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст.27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в п.1 которого разъяснено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абз.3 ст.2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую (ст.ст.27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
На основании п.7 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 Министерству здравоохранения Российской Федерации непосредственно подчиняются Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, на водном и воздушном транспорте в регионах. В его ведении также находятся противочумный центр, государственные научно-исследовательские учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, государственные унитарные предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов и государственные унитарные предприятия дезинфекционного профиля.
Согласно Приложению N 3 к Приказу Минздрава России от 05.02.2004 N 37, в Перечень противочумных учреждений Минздрава России входит Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока Минздрава России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 упразднено Министерство здравоохранения Российской Федерации, образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с упразднением Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля" утвержден перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, в который входит Государственное учреждение Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока, г.Иркутск.
В соответствии с Положением об организации деятельности Системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приложение N 1), утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 08.05.2008 N 152 "О совершенствовании организации и проведения мероприятий по профилактике чумы", Система противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представляет собой сеть противочумных учреждений, являющихся специализированными федеральными государственными учреждениями здравоохранения, предназначенными для научно-практического обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за защищенностью населения Российской Федерации от возникновения и распространения заболеваний чумой, а также в области санитарной охраны территории Российской Федерации, профилактики особо опасных и природно-очаговых инфекционных болезней, в том числе, вирусной этиологии (п.1.1).
Приказом N 509 от 17.05.2011 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержден Устав ФКУЗ "Иркутский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока", согласно п.1 которого последнее является государственным учреждением, осуществляющим оказание государственных услуг и выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Учреждение создано в целях научно-методического и практического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия по особо опасным, зоонозным, природно-очаговым и другим инфекционным болезням (п.8).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и материальный закон, подлежащий применению, исходил из того, что в периоды с 28.07.1982 по 13.10.1985, с 30.11.1985 по 07.10.1985, с 20.11.1986 по 06.09.1987, с 06.03.1988 по 09.03.1988, с 09.04.1988 по 29.08.1988 Гармышева А.В. работала в учреждении, которое входит в систему здравоохранения и относится к учреждениям здравоохранения с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда; трудовая деятельность осуществлялась Гармышевой А.В. в период действия Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1, поэтому указанные периоды ее работы подлежат включению в специальный стаж работы, причем в двойном размере.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу ст.173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Установлено, что Гармышева А.В. в период работы в Иркутском государственном научно-исследовательском противочумном институте Сибири и Дальнего Востока, обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении. В спорные периоды учебных отпусков с 08.10.1986 по 19.11.1986, с 07.09.1987 по 08.10.1987, с 07.12.1987 по 05.03.1988, с 10.03.1988 по 08.04.1988 истцу по месту работы предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд первой инстанции, правильно приняв во внимание указанные обстоятельства и применив приведенные положения действующего законодательства, обоснованно пришел к выводу о включении периодов нахождения истца в учебных отпусках в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, причем также в льготном порядке - в двойном размере.
Учитывая, что с учетом включенных судом периодов, при первоначальном обращении Гармышевой А.В. за назначением трудовой пенсии по старости ( Дата изъята ), она имела необходимый специальный стаж для ее назначения досрочно, достигла возраста 50 лет, суд первой инстанции правомерно признал решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска от Дата изъята Номер изъят в оспариваемой части незаконным, возложил на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской обязанность по назначению Гармышевой А.В. страховой пенсии по старости с Дата изъята .
Вопрос возмещения истцу судебных расходов разрешен судом в полном соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции. В связи с чем, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г.Иркутска от 9 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Гармышевой А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Свердловском районе г.Иркутска, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи Е.Г. Кравченко
Н.К. Черемных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.