судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Самодуровой Н.Н.
с участием прокурора- Пискаревой М.Н.
при секретаре - Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тошева И.А. в лице представителя по доверенности Самсоновой С.В. на решение Кировского районного суда г.Самары от 25.08.2015 года, которым постановлено
"В удовлетворении заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара по одномандатному избирательному округу N 5 Тошева И.А. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Тюлевина С.В." - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 5 Тошев И.А. обратился в суд с заявлением, указав, что просит суд решение N 72/5 от 31 июля 2015 г. территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Тюлевина С.В." отменить.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Тошев И.А. в лице представителя Самсоновой С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Избирательной комиссии Самарской области, территориальной избирательной комиссии Кировского района Трошина С.П. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Тюлевина С.В. по доверенности Королева С.А. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения участников процесса, заключение прокурора Пискаревой И.В., судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
На основании ч.3 ст.260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Согласно ст.75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (ч.5).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 -26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Установлено, что решением N 175/1322-5 от 23 июня 2015 года Избирательной комиссии Самарской области назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на 13 сентября 2015 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области от 15.06.2015 г. N 52/2 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
Заявитель Тошев И.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 решением N 75\24 от 04.08.2015года.
Установлено, что 03.07.2015г. Тюлевин С.В. выдвинулся кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 5 при поддержке местного отделения Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", представив в ТИК документы на выдвижение, необходимые в соответствии с частями 3,3.1 и 5 статьи 33, а также частью 4 статьи 35 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования". Документы представлены лично кандидатом, что следует из уведомления об их получении.
22 июля 2015 года в ТИК представлены документы, необходимые в соответствии с частью 2 статьи 38 Закона Самарской области для регистрации кандидата, о чем свидетельствует письменное подтверждение о получении документов для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N 5, Тюлевина Сергея Викторовича от 22.07.2015 года (12 часов 55 минут) за подписью председателя ТИК Сохиной О.А., документы представлены лично Тюлевиным С.В.
31 июля 2015 года решением N72/5 Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N5 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 Тюлевин Сергей Викторович.
Заявитель оспаривает вышеуказанное решение, в связи с тем, что обладает правом на оспаривание решения комиссии о регистрации кандидата в депутаты Тюлевина С.В., зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу N 5.
Разрешая спор, суд правильно указал об отсутствии правовых оснований для отмены решения от 31.07.2015 года за N72/5 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Тюлевина Сергея Викторовича.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. К 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены условия выдвижения кандидатов.
Пунктом 9 статьи 59 этого же Федерального закона закреплено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Судом установлено, что Тюлевин С.В. выдвинут на соответствующих выборах по одномандатному избирательному округу N 5 местным отделением Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в связи, с чем на основании части 2 статьи 36 Закона Самарской области сбор подписей в поддержку его выдвижения не требуется.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона Самарской области N57-ГД соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличия), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны бить указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. При указании принадлежности к иному общественному объединению кандидат согласовывает с соответствующей избирательной комиссией состоящее не более чем из семи слов краткое наименование данного общественного объединения, которое используется в избирательных документах.
Из материалов дела усматривается, что кандидатом в депутаты Тюлевиным С.В. указанные документы для выдвижения в кандидаты представлены в ТИК Кировского района г.о. Самара 22.07.2015г. лично.
Первый финансовый отчет и письменное уведомление об отсутствии изменений в данных о нем, предоставлены в ТИК Кировского района г.о. Самара 23.07.2015г. его уполномоченным представителем по финансовым вопросам Королевой С.А.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции о том, что банковская справка об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата не относится к перечню обязательных к предоставлению документов, поскольку указанная справка не поименована в перечне документов, определенных ч.2 ст.38 Закона Самарской области N57-ГД ГД как обязательная, а расширительному толкованию положения данной нормы не подлежат.
Суд правильно указал, что доводы заявителя о том, что первый финансовый отчет должен быть подписан и предоставлен в ТИК лично кандидатом, являются необоснованными.
Часть 5 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регулирующая порядок выдвижения кандидата и предоставление им необходимого пакета документов определяет, что документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
Таким образом, закон установил, что волеизъявление кандидата на выдвижение его в качестве такового неразрывно связано с личностью кандидата, должно быть выражено лично, и только в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть передоверено.
Вместе с тем, порядок регистрации кандидата определен отдельной нормой - ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, которая не содержит такого ограничения права на предъявление документов на регистрацию, они могут быть поданы как самим кандидатом, так и его уполномоченным представителем, полномочия которого урегулированы ч.2 ст.39 данного закона.
Ссылка на положения Закона Самарской области N 57-ГД, согласно которой кандидат, избирательное объединение представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, списка кандидатов, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, в установленном законом порядке, не свидетельствуют о невозможности предоставить данные документы уполномоченному кандидатом лицу.
Из материалов дела усматривается, что документы, предусмотренные ст. 33 ФЗ N67-ГД необходимые для выдвижения кандидата, представлены 22.07.2015 года лично Тюлевиным С.В.
Суду первой инстанции также представлена нотариально удостоверенная доверенность, выданная Тюлевиным С.В. - Королевой С.А. 22.07.2015г., согласно которой кандидат уполномочил ее быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам, связанным с его участием в выборах депутатов Совета депутатов Кировского. района городского округа Самара Самарской области первого созыва, в том числе представлять его интересы в избирательных комиссиях, подписывать финансовые документы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что у уполномоченного представителя по финансовым вопросам имелось право на подачу в ТИК документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Тюлевина С.В., также как и право подписать первый финансовый отчет.
При этом, суд правильно указал, что сам кандидат Тюлевин С.В. не оспаривал действий своего представителя.
Также суд правильно указал, что доводы о том, что заявление кандидата о согласии баллотироваться оформлено с нарушением закона в части адреса места жительства, поскольку не указан район городского округа Самара, в котором проживает кандидат и его представители, не влекут отмену оспариваемого решения.
В п.п. "в" п.5 ст. 2 Федерального закона N 67-ГД дается понятие адреса места жительства, согласно которому: 5) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Вместе с тем, суд верно указал, что при указании адреса места жительства, кандидат не должен в обязательном порядке указывать район г.о. Самара, в котором он проживает.
Как следует из Закона Самарской области "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образованием в составе городского округа Самара внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований, при этом городской округа Самара Самарской области являясь субъектом Российской Федерации, вместе с тем является городом, т.е. населенным пунктом, и необходимость указания района города для определения места жительства лица не имеется.
Как следует из паспорта кандидата в депутаты Тюлевина С.В. место его регистрации указано - Самарская область, гор. Самара, ул. Ново-Садовая дом 27 кв.104, т.е. без указания района города.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно определил, что указанное основание к оспариванию решения Избирательной комиссии не основанно на положениях закона, поскольку указания в заявлении на район городского округа Самара Самарской области не требуется.
По аналогичным основаниям суд правомерно указал на несостоятельность доводов заявителя о том, что такие сведения подлежат указанию в адресе места жительства в документах уполномоченных представителей и в решении о назначении уполномоченных представителей.
Также суд правильно не согласился с доводами заявления о том, что в заявлении Тюлевина С.В. отсутствуют сведения о принятии на себя обязательств прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. 3 ст. 33 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
Суд обоснованно сделал вывод, что кандидатом в депутаты Тюлевиным С.В. указанное требование закона соблюдено, поскольку из заявления от 03.07.2015г. адресованного окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 5 следует, что в случае его избрания депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области он обязуется в пятидневный срок со дня извещения его об избрании депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 5 копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный законом срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей.
Доводы заявителя о том, что в решении о регистрации кандидата в депутаты указана фамилия Телевина а не Тюлевина, суд правомерно не принял во внимание, поскольку суду ТИК Кировского района г.о. Самара представлены надлежащим образом заверенные документы, в том числе решение от 75/5 от 31.07.2015 года о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самарской области именно Тюлевина С.В., а копия указанного решения, представленного заявителем является лишь копией, в которой допущена техническая ошибка.
Судом установлено, что кандидат в депутаты Тюлевин С.В. выдвинут избирательным объединением ? местное отделение Кировского района городского округа Самара Всероссийской политической парши "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Имеется заверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Самарское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" от 26.11.2007г., согласно которой 07.02.2003г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании данной некоммерческой организации.
При таких обстоятельствах, проанализировав представленные доказательства, суд правомерно сделал вывод о том, что при выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Тюлевина С.В. не было допущено нарушений избирательного законодательства, влекущих отмену решения N 75\5 территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района г.о. Самара Самаркой области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 " О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самаркой области первого созыва Тюлевина Сергея Викторовича, в связи с чем, правомерно отказано в удовлетворении заявления Тошева И.А.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, иное толкование закона, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта. Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. При таких обстоятельствах, доводы жалоб о том, что суд неправильно применил нормы материального права, подлежат отклонению как безосновательные.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Самары от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.