Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Родиной Т.А. и Емелина А.В.,
при секретаре Бирюковой Л.В.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Брязу В.М. на решение Кировского районного суда г.Самары от 25 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара по одномандатному избирательному округу N 8 Брязу В.М. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Искриной Е.Г. отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Брязу В.М. - Дымнова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии Кировского района г.Самары и Избирательной комиссии Самарской области Авазбековой Ю.А., представителя Искриной Е.Г. - Королевой С.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Самарской области Устиновой Т.А., полагавшей решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Избирательной комиссии Самарской области от 23 июня 2015 года N 175/1322-5 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва.
Решением Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 8 (далее - ТИК N 8) от 31 июля 2015 года N 72/8 кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 зарегистрирована Искрина Е.Г.
Брязу В.М., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 31 июля 2015 года N 72/8 о регистрации кандидата Искриной Е.Г.
В обоснование заявления Брязу В.М. ссылался на то, что содержащиеся в заявлении Искриной Е.Г. о согласии баллотироваться обязательство в случае избрания ее депутатом в пятидневный срок со дня извещения об избрании представить в территориальную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей не является принятым обязательством прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата.
Ссылаясь на то, что регистрация кандидатом Искриной Е.Г., нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, Брязу В.М. просил заявление удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства основания оспаривания решения Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Искриной Е.Г. дополнил, полагал оспариваемое решение незаконным также в связи с тем, что в нарушение требований Закона Самарской области N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" представлять необходимые для регистрации документы лично кандидатом в депутаты, первый финансовый отчет подписан и представлен в Территориальную избирательную комиссию уполномоченный представитель кандидата в депутаты по финансовым вопросам Королевой С.А. при отсутствии в выданной Искриной Е.Г. доверенности на совершение указанных действий. Обратил внимание суда на то, что к первому финансовому отчету не была приложена справка банка об остатке средств на счете на дату отчета, являющаяся неотъемлемой частью финансового отчета, в заявлении о согласии Искриной Е.Г. баллотироваться и в заявлении Королевой С.А. о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата Искриной Е.Г. отсутствуют необходимые сведения о районах г.о.Самара, в которых проживают кандидат и его представитель. Отсутствует информация о районе места жительства в представленном Искриной Е.Г. списке уполномоченных представителей избирательного объединения, а также в заявлениях Кондратенко В.Н. и Копылова В.И. о согласии быть уполномоченными представителями избирательного объединения и в решении об их назначении уполномоченными избирательного объединения.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 57-65).
В апелляционной жалобе представитель Брязу В.М. просит решение суда отменить как принятое с нарушением материального права, постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные Брязу В.М. требования (л.д. 67-71).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт 3 пункта 9 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 данной статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Требования частей 3 и 5 статьи 33 Закона Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД к документам, предоставляемым в избирательную комиссию, аналогичны вышеприведенным положениям статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу статьи 38 Закона Самарской области от 08 июня 2011 г. N 57-ГД регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3 и 5 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных этим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы не позднее чем за 42 дня до голосования до 18 часов местного времени, (часть 1 ст. 38 Закона). При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований данного Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, письменно под расписку извещает об этом кандидата, избирательное объединение с указанием на то, какие выявлены недостающие сведения или нарушения требований к оформлению документов. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Самарской области от 23 июня 2015 года N 175/1322-5 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва.
Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва решением территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области возложены на Территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
Из материалов дела следует, что 21 июля 2015 года Искрина Е.Г. обратилась в ТИК N 8 с заявлением о выдвижении (согласии баллотироваться) ее местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия" в кандидаты в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 (л.д. 28).
Искриной Е.Г. лично в ТИК N 8 для приобретения статуса зарегистрированного кандидата подано письменное заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу (л.д. 27) с указанием сведений: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта гражданина, наименования органа, выдавшего паспорт, гражданства, образования и рода занятий. С заявлением представлены необходимые документы.
В тот же день председателем ТИК N 8 кандидату Искриной Е.Г. выдано подтверждение о приеме от нее документов (л.д. 28).
24 июля 2015 года представителем Искриной Е.Г. по финансовым вопросам Королевой С.А. в ТИК N 8 представлены первый финансовый отчет и уведомление об отсутствии изменений в данных представленных Искриной Е.Г. ранее.
Решением ТИК N 8 от 31 июля 2015 года N 72/8 кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 зарегистрирована Искрина Е.Г.
Брязу В.М., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 31 июля 2015 года N 72/8 о регистрации кандидата Искриной Е.Г.
Разрешая требования по заявлению по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Самарской области N 57-ГД и пришел к обоснованному выводу, что решение ТИК N 8 по регистрации Искриной Е.Г. кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 8 является обоснованным и не подлежащим отмене.
При этом суд обоснованно исходил из того, что принятие ТИК N 8 данного решения не повлекло за собой нарушения принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований Закона Самарской области N 57-ГД такие необходимые для осуществления регистрации кандидата Искриной Е.Г. документы как первый финансовый отчет и уведомление об отсутствии изменений в ранее представленных данных о кандидате были представлены не лично Искриной Е.Г. не принимаются судебной коллегией, поскольку указанные документы были представлены уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам Королевой С.А., действующей на основании доверенности, предусматривающей полномочия на подписание первичных финансовых документов и на их представление в соответствующую избирательную комиссию.
Ссылка в апелляционной жалобе о необходимости представления банковской справки, заверяющей остаток средств на специальном счете кандидата является несостоятельной, поскольку данный документ не входит в перечень документов обязательных в силу требований ч.2 ст. 38 Закона Самарской области N 57-ГД для регистрации кандидата, расширительному толкованию указанный перечень не подлежит. Кроме того, как правильно указал суд, избирательная комиссия имеет возможность самостоятельно получать сведения о движении денежных средств на специальном избирательном счете депутата, реквизиты которого необходимые для совершения таких действий Искриной Е.Г. были представлены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Искриной Е.Г. о согласии баллотироваться от 3 июля 2015 года не содержит в нарушение требований п.2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ обязательства в случае избрания ее депутатом прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата опровергается содержанием данного заявления. Доводы подателя апелляционной жалобы о несоблюдении формы взятого Искриной Е.Г. на себя обязательства требованиям п.2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ не соответствуют действительности, поскольку такая форма законом не установлена.
При критической оценке доводов апелляционной жалобы об отсутствии в заявлении Искриной Е.Г. о согласии баллотироваться, в заявлении Королевой С.А. о согласии быть уполномоченным представителем Искриной Е.Г. по финансовым вопросам, в списке уполномоченных представителей избирательного объединения, в заявлениях Кондратенко В.Н. и Копылова В.И. о согласии быть уполномоченными представителями избирательного объединения, а также в решении об их назначении уполномоченными избирательного объединения сведений о районах г.о.Самара, в которых проживают кандидат, его представитель, уполномоченные представители избирательного объединения, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться депутатом и его представителями в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).
Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Самары от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брязу В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.