судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Самодуровой Н.Н.
с участием прокурора- Пискаревой М.Н.
при секретаре - Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Монахова А.Б. в лице представителя по доверенности Самсоновой С.В. на решение Кировского районного суда г.Самары от 27.08.2015 года, которым постановлено
"В удовлетворении заявления кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 9 Монахова А.Б. об отмене решения N 72/9 от 31.07.2015г. Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В. - отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 9 Монахов А.Б. обратился в суд с заявлением, указав, что просит суд решение N 72/9 от 31 июля 2015 г. Территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Лукиной Т.В." отменить.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Монахов А.Б. в лице представителя Самсоновой С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Избирательной комиссии Самарской области, территориальной избирательной комиссии Кировского района Трошина С.П. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица Куракиной О.И. по доверенности Королева С.А. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения участников процесса, заключение прокурора Пискаревой И.В., судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
На основании ч.3 ст.260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Согласно ст.75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (ч.5).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 -26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Установлено, что решением N 175/1322-5 от 23 июня 2015 года Избирательной комиссии Самарской области назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на 13 сентября 2015 года.
Решением N 52/2 от 15 июня 2015 года территориальной избирательной комиссии Кировского района Самарской области полномочия Окружной избирательной комиссия по выборам депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 (далее - ОИК N 9) возложены на территориальную избирательную комиссию Кировского района городского округа Самара Самарской области.
Заявитель Монахов А.Б. решением N 75/28 от 04 августа 2015 года ОИК N 9 зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
Решением N 72/9 от 31 июля 2015 года ОИК N 9 Лукина Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по тому же избирательному округу.
В соответствии с п.24 ст.38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в т.ч.: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Оспаривая правомерность решения территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о.Самара о регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В., заявитель указывает на нарушение п.2 ст.33 Федерального закона 67-ФЗ и принятие заявления о регистрации кандидата в депутаты без принятия кандидатом обязательства прекратить не совместимую со статусом депутата деятельность.
Из материалов дела усматривается, что 03.07.2015г. Лукина Т.В. обратилась в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 9 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 9, в котором указаны все необходимые сведения, предусмотренные ч.2 ст.33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", с приложением документов, подтверждающих представленные сведения.
Разрешая спор, суд правильно сделал вывод, что территориальная избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого решения располагала всеми необходимыми сведениями, предусмотренными пунктом 2, п.2.1, 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, все содержащиеся в представленных документах сведения были проверены комиссией и признаны достоверными, в связи с чем, у территориальной избирательной комиссии Кировского района г.о. Самары Самарской области не имелось оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В.
Кроме того, из заявления Лукиной Т.В. от 03.07.2015г., адресованного окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 9, следует, что в случае ее избрания депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области она обязуется в пятидневный срок со дня извещения об избрании депутатом совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 9 копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный законом срок заявления об освобождении его от указанных обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд верно указал, что вышеприведенные данные в заявлении отвечают требованиям, предъявляемым к предоставлению обязательства кандидата в депутаты на прекращение деятельности, не совместимой со статусом депутата в случае ее избрания.
В соответствии с ч.1 ст. 77 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования извещает об этом
зарегистрированного кандидата, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области N 137/935-5 от 11.06.2014г. утвержден примерный перечень о формах документов, предоставляемых в избирательные комиссии кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в т.ч. заявление выдвинутого кандидата в депутаты. Также имеется и решение ТИК Кировского района г.о. Самара N 52/1 от 15.06.2015г. об утверждении примерного перечня и форм документов, предоставляемых в избирательные комиссии кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в т.ч. заявление выдвинутого кандидата в депутаты.
В связи с тем, что строгая форма заявления кандидата законом не установлена, суд правильно указал, что заявление Лукиной Т.В. оформлено по утвержденной избирательной комиссией Самарской области форме.
Доводы заявителя об отсутствии полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам Королевой С.А. на подписание первого финансового отчета и предъявление его в избирательную комиссию, суд первой инстанции правомерно определил как необоснованные.
Согласно ч.1 ст.38 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Регистрация списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования.
Документы, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов, представляются в соответствующую избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 55 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
На основании ч.2 ст.38 указанного Закона, регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1 и 5 статьи 33, части 4 статьи 35 настоящего Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в т.ч. первого финансового отчета кандидата.
Установлено, что к заявлению Лукиной Т.В. представлены необходимые документы на выдвижение, документы представлены лично кандидатом, что следует из уведомления о их получении от 21.07.2015г.
Частью 5 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регулирующей порядок выдвижения кандидата и предоставление, им необходимого пакета документов, предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд сделал правильный вывод о том, что волеизъявление кандидата на выдвижение его в качестве такового неразрывно связано с личностью кандидата, должно быть выражено лично, а в предусмотренных законом случаях может быть передоверено.
Порядок регистрации кандидата определен ст. 38 Федерального закона от 12.06 2002 N 67-ФЗ, которая не содержит такого ограничения права на предъявление документов на регистрацию, они могут быть поданы как самим кандидатом, так и его уполномоченным представителем, полномочия которого урегулированы ч. 2 ст.39 данного закона.
Между тем, кандидатом в депутаты Лукиной Т.В. документы для выдвижения в кандидаты представлены в ТИК Кировского района г.о. Самара лично, о чем свидетельствует подтверждение о получении документов.
Возможность подписания уполномоченным представителем по финансовым вопросам первого финансового отчета предусмотрена формой финансового отчета, установленной решением ТИК о формах учета и отчетности, что по существу представителем заявителя не оспаривалось.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что у уполномоченного представителя по финансовым вопросам имелось право на подачу в ТИК документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В., также как и право подписать первый финансовый отчет, сама кандидат Лукиной Т.В. не оспаривала действий своего представителя.
Также суд первой инстанции правильно указал, что доводы заявления о необходимости предоставления банковской справки об остатке денежных средств на специальном счете кандидата к первому финансовому отчету являются необоснованными, поскольку указанная справка не поименована в перечне документов, определенных ст.33, ст.38 Закона Самарской области N57-ГД как обязательная при регистрации кандидата, а расширительному толкованию положения данные нормы не подлежат.
Кроме того, ч.7 ст.59 ФЗ-67 предусмотрено, что кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума.
Сведения о состоянии остатка денежных средств на специальном избирательном счете ТИК получает в соответствии с постановлением Избирательной комиссии от 23.042015г. N 170/1249-5, которым установлен Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов муниципального образования.
С учетом изложенного, ТИК имеет возможность самостоятельно запрашивать, получать и знакомиться со сведениями, содержащимися в указанной банковской справке.
При этом кандидатом в депутаты Лукиной Т.В. в адрес окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 9 представлены реквизиты специального избирательного счета, представлен первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата с отсутствием денежных средств, который проверен Территориальной избирательной комиссией, установлено соответствие содержащихся в первом финансовом отчете кандидата сведений об отсутствии на специальном избирательном счете денежных средств.
Правильно указано судом, что доводы заявителя о несоответствии финансового отчета кандидата по форме приложению 2 к решению ТИК Кировского района городского округа Самара от 13.06.2015г. N 52/13 "О порядке и формах учета и отчетности кандидата о поступлении и расходовании средств избирательного фонда при проведении выборов депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области", в части изменения вводной части отчета, где указываются сведения о кандидате, не могут являться основанием для отказа в регистрации, поскольку указанные сведения о кандидате в депутаты Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва не изменяют саму форму либо содержание первого финансового отчета, в указанных сведениях нет недостоверности либо неточности.
Принимая решение о регистрации кандидата в депутаты Лукиной Т.В., избирательная комиссия неполноту представленных сведений не установила и дополнительные документы не истребовала, поскольку предусмотренные законом документы в полном объеме представлены кандидатом в депутаты.
Рассмотрев доводы заявителя о том, что представленные кандидатом сведения о месте его жительства, сведения о месте жительства уполномоченного представителя Королевой С.А., уполномоченных представителей избирательного объединения оформлены с нарушением закона, поскольку не указан район городского округа Самара, в котором проживают кандидат и уполномоченные представители, суд верно сделал вывод об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.
На основании п.5 ст. 2 Федерального закона N 67-ГД, под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом наименование субъекта РФ, адрес места жительства кандидата и уполномоченных лиц указан в соответствии с данными органов регистрационного учета по месту жительства, паспортными данными.
Согласно Закону Самарской области "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образованием в составе городского округа Самара внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований, при этом городской округа Самара Самарской области, являясь субъектом Российской Федерации, вместе с тем является городом, т.е. населенным пунктом, в связи с чем, необходимости указания района внутри города для определения места жительства лица не имеется.
При таких обстоятельствах, отсутствие указания внутригородского района в адресе места жительства кандидата и его уполномоченных представителей не может являться основанием к отказу в регистрации кандидата в депутаты, не делает представленные сведения о месте жительства неточными или неверными.
В силу подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Копия трудовой книжки, представленная кандидатом, является надлежащим документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата.
Также суд правильно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что Лукиной Т.В. было изменено наименование формы о сведениях, о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Согласно ч. 3 ст. 33 ФЗ от 12.06.2002г. N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае, у Лукиной Т.В. не было обязанности в предоставлении указанных сведений. Исключение из наименование "(супругу и несовершеннолетним детям)", не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Кировского района г.о.Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 9 Лукиной Т.В., постановление о регистрации кандидата Лукиной Т.В. принято избирательной комиссией в соответствии с компетенцией, с соблюдением установленных сроков и предоставленных полномочий, в связи с чем, требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, иное толкование закона, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта. Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. При таких обстоятельствах, доводы жалоб о том, что суд неправильно применил нормы материального права, подлежат отклонению как безосновательные.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Самары от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.