Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Емелина А.В. и Родиной Т.А.,
при секретаре Бирюковой Л.В.,
с участием прокурора Устиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Лепешкиной Л.В. на решение Советского районного суда г.Самары от 24 августа 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Лепешкиной Л.В. об отмене решения N293 от 5 августа 2015 года отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Лепешкиной Л.В. - Дымнова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя территориальной избирательной комиссии Советского района г.Самары Девятова Р.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора прокуратуры Самарской области Устиновой Т.А., полагавшей решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Избирательной комиссии Самарской области от 23 июня 2015 года N 175/1329-5 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва.
Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва решением территориальной избирательной комиссии Советского района городского округа Самара Самарской области возложены на Территориальную избирательную комиссию Советского района городского округа Самара Самарской области.
Решением Территориальной избирательной комиссии Советского района городского округа Самара Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 10 (далее - ТИК N 10) от 5 августа 2015 года N 293 кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 зарегистрирован Барсук В.М.
Лепешкина Л.В., зарегистрированная кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 5 августа 2015 года N 293 о регистрации кандидата Барсук В.М.
В обоснование заявления Лепешкина л.В. ссылалась на то, что содержащиеся в заявлении Барсук В.М. о согласии баллотироваться обязательство в случае избрания его депутатом в пятидневный срок со дня извещения об избрании представить в территориальную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей не является принятым обязательством прекратить деятельность несовместимую со статусом депутата.
Ссылаясь на то, что регистрация кандидатом Барсук В.М. нарушает принцип равенства прав и обязанностей кандидатов, Лепешкина Л.В. просила заявление удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства основания оспаривания решения Территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты представитель Лепешкиной Л.В. дополнила. (л.д. 16-21). Полагал оспариваемое решение незаконным также в связи с тем, что в заявлении Барсук В.М. о согласии баллотироваться отсутствуют необходимые сведения о районе г.о.Самара, в котором кандидат проживает. Во всех подписных листах представленных кандидатом Барсук В.М. отсутствует информация о районах г.о.Самара, в которых проживают избиратели и лиц осуществлявших сбор подписей, что является для признания недействительными всех 40 представленных кандидатом подписей избирателей. Помимо трех подписей, признанных Территориальной избирательной комиссией недействительными в связи с незаверенными исправлениями, по этим же основаниям недействительными следует признать еще три подписи избирателей, оставшихся 34 подписей недостаточно для регистрации кандидата Барсук В.М., кроме того, из анализа первого финансового отчета представленного кандидатом Барсуком В.М. следует, что оплата изготовления подписных листов в нарушение п.5 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ из средств избирательного фонда не осуществлялась.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д. 112-115).
В апелляционной жалобе представитель Лепешкиной Л.В. просит решение суда отменить как принятое с нарушением материального права, постановить новое решение, которым удовлетворить заявленные Лепешкиной Л.В. требования (л.д. 119-124).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт 3 пункта 9 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ вместе с заявлением, указанным в пункте 2 данной статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено Федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Требования частей 3 и 5 статьи 33 Закона Самарской области от 08 июня 2006 г. N 57-ГД к документам, предоставляемым в избирательную комиссию, аналогичны вышеприведенным положениям статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Согласно положениям пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу статьи 38 Закона Самарской области от 08 июня 2011 г. N 57-ГД регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3 и 5 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных этим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы не позднее чем за 42 дня до голосования до 18 часов местного времени, (часть 1 ст. 38 Закона). При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований данного Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, письменно под расписку извещает об этом кандидата, избирательное объединение с указанием на то, какие выявлены недостающие сведения или нарушения требований к оформлению документов. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 33 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Согласно п. 5 ст. 36 Закона Самарской области от 08.06.2006 N 57-ГД количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с подпунктами "г" и "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, а также если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Самарской области от 23 июня 2015 года N 175/1329-5 на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва.
Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва решением территориальной избирательной комиссии Кировского района городского округа Самара Самарской области возложены на Территориальную избирательную комиссию Советского района городского округа Самара Самарской области.
Из материалов дела следует, что 1 июля 2015 года Барсук В.М. обратился в ТИК N 10 с заявлением о выдвижении (согласии баллотироваться) его местным отделением Всероссийской политической партии "Родина" в кандидаты в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 с указанием сведений: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта гражданина, наименования органа, выдавшего паспорт, гражданства, образования и рода занятий. С заявлением представлены необходимые документы (л.д. 72).
21 июля 2015 года членом ТИК N 10 с правом решающего голоса Шляпниковой Л.Н. кандидату Барсук В.М. выдано подтверждение о приеме от него документов (л.д. 65-66).
25 июля 2015 года Барсуком В.М. в ТИК N 10 представлены первый финансовый отчет и уведомление об отсутствии изменений в данных представленных данным кандидатом ранее, подписные листы с подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей.
27 июля 2015 года членом ТИК N 10 с правом решающего голоса Петряниной кандидату Барсук В.М. выдано подтверждение о приеме от него указанных документов (л.д. 65-73).
Решением ТИК N 10 от 5 августа 2015 года N 293 кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 зарегистрирован Барсук В.М. (л.д. 7).
Лепешкина Л.В., зарегистрированная кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу (л.д. 6), обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 5 августа 2015 года N 293 о регистрации кандидата Барсук В.М.
Разрешая требования по заявлению по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона N 67-ФЗ и Закона Самарской области N 57-ГД и пришел к обоснованному выводу, что решение ТИК N 10 по регистрации Барсук В.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 является обоснованным и не подлежащим отмене.
При этом суд обоснованно исходил из того, что принятие ТИК N 10 данного решения не повлекло за собой нарушения принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление Барсук В.М. о согласии баллотироваться от 1 июля 2015 года не содержит в нарушение требований п.2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ обязательства в случае избрания его депутатом прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата опровергается содержанием данного заявления. Доводы подателя апелляционной жалобы о не соблюдении формы взятого Барсуком В.М. на себя обязательства требованиям п.2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ не соответствуют действительности, поскольку такая форма законом не установлена.
При критической оценке доводов апелляционной жалобы об отсутствии в заявлении Барсук В.М. о согласии баллотироваться сведений о районе г.о.Самара, в котором тот проживает, а также отсутствия во всех подписных листах представленных кандидатом Барсуком В.М. информации о районах г.о.Самара, в которых проживают избиратели и лица осуществлявшие сбор подписей, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).
В развитие названных конституционных положений был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статья 2 которого устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно оспариваемому заявителем подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства.
В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства).
Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие в некоторых подписных листах незаверенных исправлений, что является несостоятельной, поскольку явных и бесспорных признаков исправлений не имеется, как правильно указал в решении суд первой инстанции, мнение заявителя о наличии незаверенных исправлений основано на его субъективном восприятии почерка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подписные листы изготовлены с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, а подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов не могут быть приняты с учетом положений с подпункта "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 10.1 статьи 56 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования".
Из анализа первого финансового отчета представленного кандидатом Барсуком В.М. не следует, что данный кандидат при финансировании своей избирательной компании использовал помимо средств собственного избирательного фонда иные денежные средства, чей размер превышал 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств федерального фонда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Самары от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Лепешкиной Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.