судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Лазаревой М.А. и Самодуровой Н.Н.
с участием прокурора- Пискаревой М.Н.
при секретаре - Шарапове М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Макаровой Л.И. в лице представителя по доверенности Самсоновой С.В. на решение Советского районного суда г.Самары от 24.08.2015 года, которым постановлено
"В удовлетворении заявления Макаровой Л.И. об отмене решения N 314 от 05.08.2015года".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кандидат в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 9 Макарова Л.И. обратилась в суд с заявлением, указав, что просит суд решение N 314 от 5 августа 2015 г. территориальной избирательной комиссии Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 9 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва Маяковской Е.А." отменить.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Макарова Л.И. в лице представителя Самсоновой С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель территориальной избирательной комиссии Советского района Девятов Р.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Маяковская Е.А. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения участников процесса, заключение прокурора Пискаревой И.В., судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
На основании ч.3 ст.260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Согласно ст.75 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (ч.5).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 -26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Установлено, что решением N 175/1322-5 от 23 июня 2015 года Избирательной комиссии Самарской области назначены выборы депутатов Совета депутатов Кировского района городского округа Самара Самарской области первого созыва на 13 сентября 2015 года.
Решением N162 от 20.05.2015г. территориальной избирательной комиссии Советского района Самарской области полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N9 возложены на территориальную избирательную комиссию Советского района городского округа Самара Самарской области.
Из материалов дела следует, что заявитель Макарова Л.И. решением N 266 от 31 июля 2015 года ОИК N 9 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 9. Установлено.что Маяковской Е.А. В ОИК N 9 представлены документы о своем выдвижении по одномандатному избирательному округу N 9, о чем кандидату было выдано подтверждение.
05 августа 2015 г. территориальной избирательной комиссией принято Решение N 314 от 05 августа 2015 года, в соответствии с которым Маяковская Е.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва по тому же избирательному округу.
Не согласившись с указанным решением, кандидат в депутаты Макарова Л.И. обратилась с заявлением об отмене вышеуказанного решения.
Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Заявитель ссылается на то, что сведения о доходах и об имуществе, представленные кандидатом Маяковской Е.А., содержат различия в содержании предусмотренных законом надписей, искажены, то есть оформлены с нарушением п.3статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ. Искажение заключается в отсутствии дословного совпадения наименования сведений, представленных Маяковской Е.А. и утвержденных в приложении N1.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал, что поскольку все необходимые сведения Маяковской Е.А. были представлены, данное искажение в наименовании является формальным, не являющимся основанием к отказу в регистрации.
Доводы заявителя о том, что заявление о согласии баллотироваться, представленное кандидатом Маяковской Е.А., а также подписные листы с подписями избирателей оформлены с нарушением требований закона в части адреса места жительства, поскольку не указан район городского округа Самара, в котором проживает гражданин, суд верно оценил как необоснованные и не влекущими отмену оспариваемого решения.
В п.п. "в" п.5 ст. 2 Федерального закона N 67-ГД дается понятие адреса места жительства, согласно которому:
5) адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из Закона Самарской области "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" городской округ Самара наделен статусом городского округа с внутригородским делением и образованием в составе городского округа Самара внутригородских районов как внутригородских муниципальных образований, при этом городской округ Самара Самарской области, являясь субъектом Российской Федерации, вместе с тем является городом, то есть населенным пунктом, и необходимость указания района города для определения места жительства лица в данном случае отсутствует.
Таким образом, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, а в паспорте Российской Федерации не предусмотрено указание внутригородского района и соответственно указание в подписных листах на район городского округа Самара Самарской области, в которых проживают избиратели и лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, не требуется.
Также оспаривая решение территориальной избирательной комиссии заявитель ссылается в том числе на наличие в некоторых подписных листах незаверенных исправлений (листы: 1,3,22,23,32) и недостоверных сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей: неверно указано наименование органа, выдавшего паспорт, что, мнению заявителя, приводит к недействительности всех подписей, содержащихся в подписных листах (п.п. "з" п.6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Установлено, что результаты проверки были оформлены ведомостью проверки подписных листов от 03 августа 2015 года с указанием номера подписного листа и номера подписи, признаваемой недействительной.
Между тем, суд, изучив подписные листы, обоснованно сделал вывод о том, что подписные листы 1,3,22,23,32, в данном случае необходимо принять во внимание индивидуальные особенности почерка лица, заполнявшего подписные листы, а также отсутствие бесспорных признаков исправлений и явно выраженных следов повторного введения цифр либо букв, в связи с чем, позиция заявителя относительно наличия незаверенных исправлений является субъективным визуальным восприятием почерка.
Допущенное в подписном листе 9 сокращение в наименовании органа, выдавшего паспорт "ОУФМС" вместо "отделом УФМС" является несущественным, поскольку оно не создает препятствий в идентификации личности лица, заполнявшего подписной лист, соответственно не может служить основанием для признания подписи недействительной.
Также суд первой инстанции правильно согласился с доводами заявителя о том, что в заявлении Маяковской Е.А. отсутствуют сведения о принятии на себя обязательства прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.
В соответствии с п.3 ст.33 Закона Самарской области "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.
Указанное требование кандидатом в депутаты Маяковской Е.А. соблюдено, поскольку из заявления Маяковской Е.А., следует, что в случае ее избрания депутатом Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области она обязуется в пятидневный срок со дня извещения ее об избрании депутатом совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области представить в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа N 9 копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный законом срок заявления об освобождении ее от указанных обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд правильно оценил представленные доказательства и пришел к выводу, что при выдвижении и регистрации кандидата в депутаты Маяковской Е.А. не было допущено нарушений избирательного законодательства, влекущих отмену решения территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов N314 от 05 августа 2015г. о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Советского района городского округа Самара Самарской области первого созыва ФИО17
Таким образом, оспариваемое решение принято территориальной избирательной комиссией с соблюдением предоставленных полномочий, в связи с чем, отсутствуют основания к удовлетворению заявления Макаровой Л.И.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, иное толкование закона, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта. Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. При таких обстоятельствах, доводы жалоб о том, что суд неправильно применил нормы материального права, подлежат отклонению как безосновательные.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Cамары от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.