Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Калинниковой О.А.,
судей - Никоновой О.И., Вачковой И.Г.,
при секретаре - Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т.В. на решение Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Т.В. к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, третьему лицу Кинельскому отделу Управления Росреестра по Самарской области о признании права собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу "адрес" порядке приватизации отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.В. обратилась в суд с иском к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. В обоснование заявленного требования истица указала, что решениями ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ истцу отказано в заключении договора передачи квартиры в собственность в порядке приватизации в отношении выделенной и предоставленной ранее на основании договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В обосновании отказа указано, что Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации и истцу было рекомендовано решить данный вопрос в порядке гражданского судопроизводства. Указанная квартира была предоставлена ДД.ММ.ГГГГ на основании договора социального найма N N, из которого следует, что совместно с нанимателем - В.П. в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Т.В. - супруга, К.В. - дочь. В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают Т.В. и К.В. При этом В.П. и К.В. дали нотариальное согласие об отказе от участия в приватизации указанной квартиры. Истица ранее в приватизации не участвовала, оплату коммунальных платежей производит своевременно и полагает, что имеет право на приватизацию спорной квартиры. На основании изложенного, Т.В. просила признать за ней право собственности на "адрес" общей площадью 59,2 кв.м., жилой площадью 31,3 кв.м. в порядке приватизации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
С таким решением суда не согласен истец. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные исковые требования. Считает, что при вынесении решения, суд не должен был принимать во внимание обстоятельства неисполнения В.П. обязательств по сдаче им служебной квартиры. Истец полагает, что имеет право на приватизацию спорной квартиры, поскольку имеет право пользования данным жилым помещением на условиях социального найма, договор социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ никем не оспорен, недействительным в установленном законом порядке не признавался. В настоящее время в квартире, которая ранее была предоставлена В.П. и членам его семьи на основании договора служебного найма, никто не зарегистрирован и не проживает. Истец указывает, что судом неправомерно отказано в признании за ней права собственности на квартиру, которая предоставлена по договору социального найма, в порядке приватизации со ссылкой на факт не освобождения служебного жилого помещения. Также в жалобе имеется ссылка на ч. 3 ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", из которой следует, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Истец полагает, что вывод суда о законности отказа Министерства обороны РФ в рамках своих полномочий передать спорную квартиру истице в порядке приватизации, ошибочен и не соответствует требованиям ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
В судебном заседании истец и ее представитель А.П., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить, решение отменить.
Представитель ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства обороны РФ, представитель ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, третьи лица В.П., К.В., представитель Управления Росреестра по Самарской области не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции РФ право на жилище признается одним из основных прав человека и гражданина, элементом его правового статуса, обязательным условием обеспечения достаточного жизненного уровня для каждого.
Статья 10 Жилищного кодекса РФ определяет, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (статья 6 вышеуказанного Закона).
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из положений ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также следует, что военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 5 указанной нормы закона предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 года N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции.
На основании п. 17 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно Приложение 10 к настоящей инструкции.
В соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления помещений по договорам социального найма в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", установленным вышеуказанной инструкцией, гражданину предоставляется два месяца на заключение договора социального найма с момента выдачи решения о предоставлении жилого помещения. Указанный срок предоставляется, в том числе и для разрешения вопроса об освобождении ранее занимаемого жилого помещения и его передачи уполномоченной организации.
Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, определяет возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений государственного жилищного фонда по договору социального найма, при освобождении (сдачи) ими ранее занимаемого служебного жилого помещения.
Таким образом, освобождение служебного жилого помещения военнослужащим и членами его семьи является одним из условий предоставления социального жилья, которое впоследствии может быть приватизировано в соответствии с нормами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации".
Судом установлено, что капитан запаса В.П. состоит на воинском учете, что подтверждается справкой отдела комиссариата по "адрес" и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24). Выслуга лет в Вооруженных силах РФ составляет 23 года 04 месяца, в льготном исчислении - 40 лет 02 месяца.
В период прохождения военной службы В.П. на состав семьи Т.В. (супруга) и К.В. (дочь) было предоставлено для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается договором найма служебного жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71 - 74).
Данное жилое помещение отнесено к категории служебного жилья.
Впоследствии на основании решения ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора социального найма с В.П. заключен договор социального найма на жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 59,2 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
Из договора социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что совместно с нанимателем - В.П. в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Т.В. - супруга, К.В. - дочь (л.д. 11-13). Жилое помещение по вышеуказанному адресу является собственностью РФ и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
При этом до предоставления В.П. и членам его семьи спорной квартиры, они дали ДД.ММ.ГГГГ письменное нотариальное обязательство на освобождение служебной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в течение одного месяца после предоставления спорной квартиры (л.д.134). Однако в установленный законом и вышеуказанным обязательством срок, В.П. квартиру не освободил, то есть требования, предусмотренные нормативным актом, им не выполнено, как к моменту заключения с ним договора социального найма названной квартиры, так и до настоящего времени, В.П. не передал служебное жилье наймодателю.
Согласно справке ТСЖ "Арбит" в спорной квартире зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Т.В. и К.В. При этом В.П. зарегистрирован по данному адресу только с ДД.ММ.ГГГГ года, а до этого состоял на регистрационном учете по адресу служебного жилья (л.д. 58 - 59).
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции установлено, что до настоящего времени В.П. и члены его семьи, установленную законом обязанность по сдаче служебного жилья уполномоченному государственному органу не выполнили, доказательств невозможности освободить и передать выделенное во временное пользование семье военнослужащего жилье в течение более 4 лет, не представили.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требования Т.В. о передаче ей в собственность в порядке приватизации, жилого помещения, которое предоставлено в связи с прохождением военной службы ее супругом, с условием освобождения и сдачи служебного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что все основания для передачи квартиры в собственность истца имеются, а не передача супругом истца служебной квартиры ее собственнику не может являться основанием для отказа в приватизации социального жилья несостоятельны, поскольку установленный законом порядок предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы служебное жилое помещение, исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания, законом не предусмотрено. Нарушая указанный порядок, тем самым, наниматель и члены его семьи нарушают права иных лиц, имеющих право на получение служебного жилья. Таким образом, в данном случае жилищные права истца, в том числе (право на приватизацию предоставленной семье военнослужащего квартиры) связаны с добросовестным выполнением обязанности по освобождению и сдачи служебного жилья ее семьей.
Кроме того, судебная коллегия также учитывает, что в ходе судебного разбирательства установлено, что с требованиями о приватизации спорного жилого помещения в ФГКУ "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ (заявление подано ДД.ММ.ГГГГ года) обращался только В.П., который отказался от участия в приватизации.
Истец требований о передаче ей квартиры в собственность в порядке приватизации уполномоченному органу не заявляла, соответствующих документов Министерству обороны РФ не предоставляла. Соответственно, собственником спорной квартиры решения об отказе или передаче в собственность Т.В. жилого помещения не принималось. Таким образом, истцом не представлено достаточных доказательств нарушения ее прав действиями (бездействием) Министерства обороны РФ, которое уполномочено решать вопросы по управлению и распоряжению государственным имуществом от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца, поддержанной в судебных заседаниях, являлись предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации, а потому не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Т.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.