Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО "Алтайкровля" на решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 11 июня 2015 года по делу по жалобе ЗАО "Алтайкровля" на постановление начальника отдела лесовосстановления и защитного лесоразведения управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Д. *** от 12 марта 2015 года, которым
закрытое акционерное общество "Алтайкровля", юридический адрес: "адрес", ул. "адрес", 16, корпус 3, ОГРН ***
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного надзора управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, при проведении обследования лесного участка, использование которого осуществляет ЗАО "Алтайкровля" (далее также - Общество) на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ N 19/1, Проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, утвержденного приказом управления лесами Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 46, установлено наличие в действиях общества административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, ДД.ММ.ГГ при проведении обследования лесного участка в квартале *** выделе *** Речкуновского участкового лесничества Озерского лесничества, где располагается участок с созданными в 2013 году лесными культурами площадью 25,6 га, выявлено, что обследуемая лесокультурная площадь полностью заросла густой травяной растительностью. Ряды с лесными культурами завалены травяной растительностью. Признаки ухода за лесными культурами на обследуемом лесном участке не установлены.
Таким образом, при использовании вышеуказанного лесного участка для заготовки древесины общество не обеспечило проведение до ДД.ММ.ГГ 3-го агротехнического ухода за лесными культурами, чем нарушены пункт 46 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 183, пункты 3.4.15, 3.4.22 договора аренды лесного участка.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
ЗАО "Алтайкровля" обратилось в Тальменский районный суд с жалобой на данное постановление, ссылаясь на его незаконность, поскольку общество не было уведомлено о проведении обследования, обследование участка проводилось в одностороннем порядке, работы, предусмотренные договором аренды лесного участка, выполнены в полном объеме, что подтверждается путевыми листами, однако оценка этим документам не дана. Работы по уходу за лесными культурами были завершены в первых числах августа, обследование проводилось в конце октября, количество выпавших осадков вызвало активный рост травяной растительности. Вместе с тем отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Озерскому лесничеству Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края по результатам проведения обследования лесокультурных площадей на предмет проведения арендатором в 2014 году уходов за лесными культурами в отношении ЗАО "Алтайкровля" составлено 8 протоколов об административном правонарушении. Указанные в протоколах нарушения в форме бездействия, выявленные результате одной проверки, на территории Речкуновского лесничества Озерского лесничества, в деятельности юридического лица по проведению ежегодных работ по уходу за лесными культурами в 2014 году в рамках одного договора аренды лесного участка, образуют составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем уполномоченным должностным лицом должен быть составлен один протокол об административном правонарушении и по результатам его рассмотрения вынесено одно постановление.
Решением судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 11 июня 2015 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ЗАО "Алтайкровля" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ЗАО "Алтайкровля" просит отменить решение судьи, поскольку акт проверки не является надлежащим доказательством в силу его односторонности, обществом проведены три механических ухода, однако подтверждающие этот факт документы не приняты во внимание. 22 октября 2014 г. начальником отдела обеспечения лесных отношений по Озерскому лесничеству и его заместителем проведена проверка лесных участков на территории Речкуновского участкового лесничества общей площадью 46,3 га, что физически не представляется возможным. Должностными лицами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края по результатам проверки выполнения условий договора аренды в части проведения арендатором в 2014 году уходов за лесными культурами вынесено 16 постановлений о назначении ЗАО "Алтайкровля" наказания за непроведение уходов за лесными культурами на лесных участках, расположенных на территории указанного лесничества. Указанные в протоколах нарушения в форме бездействия, выявлены в результате проверки на территории одного лесничества при осуществлении юридическим лицом деятельности по одному и тому же договору аренды лесного участка, в связи с чем уполномоченным должностным лицом должен быть составлен один протокол, вынесено одно постановление.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитников ЗАО "Алтайкровля" О., М., А., поддержавших жалобу, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
Согласно части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.В силу пункта 46 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 183 (далее - Правила лесовосстановления) в целях предотвращения зарастания поверхности почвы сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, накопления влаги в почве проводится агротехнический уход за лесными культурами.
К агротехническому уходу относятся:
ручная оправка растений от завала травой и почвой, заноса песком, размыва и выдувания почвы, выжимания морозом;
рыхление почвы с одновременным уничтожением травянистой и древесной растительности в рядах культур и междурядьях;
уничтожение или предупреждение появления травянистой и нежелательной древесной растительности;
дополнение лесных культур, подкормка минеральными удобрениями и полив лесных культур.
Согласно пункту 3.4.15 договора аренды лесного участка для заготовки древесины Общество обязано соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством.
Пункт 3.4.22 договора предусматривает, что арендатор обязан строго соблюдать агротехнику при создании лесных культур, своевременно и качественно применять уходы за ними и, при необходимости, проводить дополнения лесных культур.
По делу установлено, что ЗАО "Алтайкровля" допущено нарушение вышеназванных положений Правил лесовосстановления, а также договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 30 декабря 2008 года N 19/1, поскольку при проведении обследования квартала N79 выдела N4 Речкуновского участкового лесничества Озерского лесничества 22 октября 2014 г. составлен акт N 4, согласно которому лесокультурная площадь полностью заросла густой травяной растительностью, признаки ухода за лесными культурами на обследуемом лесном участке не установлены. Общество не обеспечило проведение до 30 августа 2014 г. 3-го агротехнического ухода за лесными культурами.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 07-1-21/06/2015 от 11 февраля 2015 г; актом обследования лесного участка N 4, с приложенной фототаблицей, видеозаписью; проектом лесовосстановления, договором аренды лесного участка для заготовки древесины от 30 декабря 2008 года; распоряжением управления лесами Алтайского края от 27 октября 2008 г. N 340а "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка с ЗАО "Алтайкровля".
Имеющимся в деле доказательствам в их совокупности судьей районного суда дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела установлены правильно, действия ЗАО "Алтайкровля" квалифицированы верно, правила назначения административного наказания не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что обследование земельного участка произведено без участия представителя общества, не принимается во внимание, поскольку в силу договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 30 декабря 2008 года N 19/1 арендодатель имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого лесного участка с целью его осмотра на предмет соблюдения условий договора (пункт 3.1.3). Кроме того, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора). В данном случае на общество не возлагались обязанности по предоставлению информации или по исполнению требований административного органа в связи с проводимым обследованием лесного участка.
Доводы жалобы о том, что не приняты во внимание доказательства проведения механических уходов за лесными культурами (наряды-акты, путевые листы, табеля учета рабочего времени), не принимаются, поскольку в результате обследования лесного участка специалистами в области лесных отношений признаки ухода за лесными культурами на обследуемом лесном участке не установлены.
Представленный акт сдачи-приемки работ от 04 июля 2014 г. также не может быть принят в качестве доказательства, опровергающего выводы должностного лица и судьи, поскольку не подтверждает обеспечение проведения Обществом на обследуемом лесном участке 3-го агротехнического ухода за лесными культурами до 30 августа 2014 г.
Ссылка на то, что обследовать несколько лесных участков в один день за непродолжительный период времени не представлялось возможным, является несостоятельной, поскольку факт обследования подтвержден в данном случае актом с приложенными к нему фототаблицами.
Довод жалобы о том, что по результатам проверки на территории одного лесничества в рамках одного и того же договора аренды лесного участка должен быть составлен один протокол об административном правонарушении и вынесено одно постановление, отвергается как не основанный на законе и обстоятельствах дела. В силу п. 8 Правил лесовосстановления лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления. Проект лесовосстановления должен содержать: характеристику местоположения лесного участка (наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка). Таким образом, проекты лесовосстановления составляются на каждый выдел. Следовательно, должностным лицом обоснованно по результатам проверки каждого выдела составлен соответствующий акт и протокол об административном правонарушении.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Тальменского районного суда Алтайского края от 11 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу ЗАО "Алтайкровля" - без удовлетворения.
Судья В.В. Титова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.