Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Чубукова С.К.
судей Дмитриевой О.С., Александровой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 июля 2015 года
по делу по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Барнаула, комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить повреждения дорожного полотна.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г.Барнаула в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, администрации города Барнаула о возложении обязанности произвести ремонт автомобильной дороги. Уточнив требования, просил признать незаконным бездействие ответчиков по не устранению просадок и выбоин дорожного покрытия на проезжей части дорог Центрального района г.Барнаула - на участке улицы "адрес" от дома N *** до дома N ***, ул. "адрес" в границах "адрес" и "адрес", на пересечении "адрес" с "адрес" в границах "адрес" и "адрес"; обязать Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации г. Барнаула, администрацию г.Барнаула устранить просадки и выбоины дорожного покрытия на проезжей части дорог Центрального района г.Барнаула - на участке "адрес" от дома N *** до дома N ***, ул. "адрес" в границах "адрес" и "адрес", на пересечении "адрес" с "адрес" в границах "адрес" и "адрес".
В обоснование требований указал, что в результате проведенной ДД.ММ.ГГ проверки установлено, что при обследовании дорог Центрального района г.Барнаула установлено, что на участке улицы "адрес" от дома N *** до дома N ***, ул. "адрес" в границах "адрес" и "адрес", на пересечении "адрес" с "адрес" в границах "адрес" и "адрес" имеются повреждения проезжей части (многочисленные выбоины), которые значительно превышают предельно допустимые размеры, определенные п. 3.1.2 ГОСТ Р-50597-93.
Согласно указанному стандарту покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Содержание дорог осуществляется комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на основании муниципальных контрактов, предметом которых являются работы по текущему содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Выявленные нарушения явились следствием неудовлетворительной работы должностных лиц комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, отсутствия должного контроля со стороны руководства администрации г. Барнаула.
Непринятие своевременных мер по содержанию дорог Центрального района г.Барнаула, несмотря на внесение прокурором района представлений об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, привело к повреждению дорожного покрытия. Неудовлетворительное состояние дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни, здоровью граждан, повреждения их имущества.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 июля 2015 года исковые требования прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по не устранению выбоин дорожного покрытия на проезжей части дорог Центрального района г. Барнаула - на участке улицы "адрес" от дома N *** до дома N ***, ул. "адрес" в границах "адрес" и "адрес", на пересечении "адрес" с "адрес" в границах "адрес" и "адрес".
На комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула возложены обязанность устранить выбоины дорожного покрытия на проезжей части дорог Центрального района г. Барнаула - на участке улицы "адрес" от дома N *** до дома N ***, ул. "адрес" в границах "адрес" и "адрес", на пересечении "адрес" с "адрес" в границах "адрес" и "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГ.
В остальной части иска отказано.
В удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Барнаула отказано.
В апелляционной жалобе ответчик комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула просит решение отменить, ссылаясь на то, что в целях реализации возложенных полномочий комитетом заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГ с МУП "Автодорстрой" г. Барнаула на осуществление дорожной деятельности, в соответствии с условиями которого подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог в границах города Барнаула в соответствии с техническим заданием, ведомостями объемов работ. В рамках контракта выполнены работы по ремонту по улицам: "адрес" от "адрес" до "адрес"; пересечение ул. "адрес"; пересечение "адрес" и "адрес"; пересечение "адрес" и "адрес". Частично выполнены работы по ремонту ул. Мамонтова. Участок "адрес" от дома *** до дома *** засыпан сколом асфальтобетона, капитальный ремонт указанного участка запланирован в ДД.ММ.ГГ году. В случае выделения дополнительного финансирования будут проведения работы по ремонту дорог в "адрес", в том числе улиц "адрес", "адрес". Учитывая принимаемые меры по устранению дорожных недостатков, в рамках выделенного финансирования, комитет надлежащим образом исполняет возложенные обязательства.
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор просит оставить ее без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Б.М.И. против удовлетворения жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что нижеперечисленные участки проезжей части не соответствуют требованиям п. 3.1.2. Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения":
- пересечение "адрес" с "адрес" имеется выбоина, превышающая предельно допустимые размеры;
- многочисленные выбоины на участке "адрес" в границах "адрес" и "адрес";
- многочисленные выбоины на всем протяжении "адрес" в "адрес";
- многочисленные выбоины на всем протяжении "адрес" в "адрес";
- многочисленные выбоины на всем протяжении "адрес" в "адрес";
- пересечение "адрес" с "адрес" имеется выбоина, превышающая предельно допустимые размеры;
- пересечение "адрес" с "адрес" имеется выбоина, превышающая предельно допустимые размеры;
- многочисленные выбоины на всем протяжении "адрес" от "адрес" до "адрес";
- многочисленные выбоины на всем протяжении "адрес" от "адрес" до "адрес".
Вышеуказанные участки автодорог местного значения в границах городского округа нуждаются в проведении ремонта в целях устранения опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12. 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ N196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относится, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008г. N 789, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч.1 ст. 19 Устава).
В соответствии с ч. 1 ст. 63 Устава в целях решения вопросов местного значения на территории города образуются и действуют иные органы местного самоуправления, наделенные собственными полномочиями в соответствующих сферах или на соответствующих территориях городского округа.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 63 Устава к отраслевым (функциональным) органам местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в определенной сфере управления городом в пределах, установленных Уставом, относится, в том числе, комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Согласно ст. 63.5 Устава комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления и координации деятельности предприятий городского автомобильного, электрического, речного транспорта, дорожного хозяйства, благоустроительного комплекса, городского освещения, связи, организации дорожного движения, исполнения полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по благоустройству, озеленению, а также по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов.
Комитет осуществляет полномочия муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Аналогичные полномочия комитета предусмотрены и Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ N ***
Согласно п. 2.1. Положения основной целью комитета является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения возложена на органы местного самоуправления, в данном случае - на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.
Исходя из этого, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула является надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям и возложил на него обязанность по устранению выбоин дорожного покрытия на проезжей части дорог.
Довод жалобы комитета о том, что в целях реализации возложенных полномочий им заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГ с МУП "Автодорстрой" г. Барнаула на осуществление дорожной деятельности, в рамках которого выполнены работы по ремонту ряда дорог в пределах выделенного финансирования, не свидетельствует о неправильности выводов суда.
Участки дорог, в отношении которых принято судом решение, не отремонтированы, наличие повреждений на них подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиком. Указанное, вопреки доводам жалобы, свидетельствует о ненадлежащем исполнении комитетом своих полномочий в сфере дорожной деятельности.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для признания бездействия комитета незаконным и возложения на него обязанности устранить имеющиеся повреждения дорожного покрытия на указанных в решении участках муниципальных дорог.
Недостаточное финансирование не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения возложенных полномочий. Доводы жалобы в этой части несостоятельны.
Суд правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, верно применил нормы материального и процессуального права и постановил законное и обоснованное решение, которое по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.