Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Бусиной Н.В., Костогладовой О.Г.
при секретаре Шадриной Т.В.
с участием прокурора Беспаловой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию администрации Зонального района Алтайского края на решение Зонального районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года
по делу по иску прокурора Зонального района в защиту трудовых прав Тихоновой Е.А. к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Урожайная основная общеобразовательная школа" Зонального района Алтайского края о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Зонального района в интересах Тихоновой Е.А. обратился в суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению (по тексту - МКОУ) "Урожайная основная общеобразовательная школа" Зонального района Алтайского края, указав, что по письменному заявлению истца о защите его трудовых прав прокуратурой была проведена проверка соблюдения трудового законодательства в образовательном учреждении. В ходе проверки установлено, что заработная плата истцу начисляется в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства, а именно, Тихоновой Е.А. заработная плата начисляется и выплачивается с учетом включения в минимальный размер оплаты труда районного коэффициента - 15 %. В связи с тем, что месячная заработная плата работника ниже минимального размера оплаты труда, производится доплата до МРОТ. Вместе с тем согласно действующему законодательству, а также состоявшейся судебной практике, начисление районного коэффициента - 15 % должно производиться сверх размера МРОТ. Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в размере "данные изъяты". в месяц. Размер месячной заработной платы работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных климатических условиях, не может быть ниже минимального размера, указанного в ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Доплата к заработной плате в виде установленного коэффициента за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями является компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных климатических условиях, следовательно, 15 % за работу в особых климатических условиях (районного коэффициента) должно производиться на минимальный размер оплаты труда в сумме "данные изъяты" Поскольку в размере минимального размера оплаты труда установлена только тарифная ставка (оклад), которые устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат работника, начисление и выплата работнику суммы районного коэффициента является обязательным. Таким образом начисленная работнику заработная плата в месяц не может быть менее "данные изъяты" (из расчета: МРОТ + районный коэффициент (15%). Однако заработная плата Тихоновой Е.А. за ДД.ММ.ГГ начислялась в размере минимального размера оплаты труда "данные изъяты" с учетом включения в него районного коэффициента. Сумма недоначисленной заработной платы за указанные месяцы составила "данные изъяты"
На основании изложенного прокурор просил взыскать с ответчика недоначисленную истцу заработную плату за ДД.ММ.ГГ в размере "данные изъяты".; обязать ответчика с ДД.ММ.ГГ производить начисление истцу заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента, как за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,15 к заработной плате на начисленную заработную плату.
Решением Зонального районного суда Алтайского края от 02.04.2015 исковое заявление прокурора удовлетворено частично.
На МКОУ "Урожайная основная общеобразовательная школа" Зонального района Алтайского края возложена обязанность начислять заработную плату Тихоновой Е.А. с ДД.ММ.ГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента, как за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,15 к заработной плате на начисленную заработную плату.
Взыскана с МКОУ "Урожайная основная общеобразовательная школа" Зонального района Алтайского края в доход бюджета муниципального образования Зональный район Алтайского края государственная пошлина в размере "данные изъяты"
Дополнительным решением того же суда от 17.07.2015 исковые требования прокурора Зонального района в защиту трудовых прав Тихоновой Е.А. в части взыскания недоначисленной заработной платы с учетом районного коэффициента 1,15 к заработной плате за ДД.ММ.ГГ в размере "данные изъяты" оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе третье лицо комитет по образованию администрации Зонального района Алтайского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ни постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N325/24, ни другие нормативные правовые акты не содержат указания, за счет какого бюджета должен финансироваться районный коэффициент к заработной плате в размере 1,15. Заработная плата истца в 2014 году не могла быть ниже МРОТ, включая в себя районный коэффициент. Районный коэффициент подлежит начислению на должностной оклад. Кроме того, до 2015 года начисление заработной платы работникам образовательных учреждений производилось в соответствии с Региональным соглашением о размере минимальной заработной плате в Алтайском крае на 2013-2015 годов, рекомендациями администрации Алтайского края и общероссийской практикой начисления минимального размера оплаты труда для работников бюджетного сектора экономики.
В письменных возражениях прокурор Зонального района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию администрации Зонального района Алтайского края - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов жалобы.
В суде апелляционной инстанции процессуальный истец прокурор Беспалова М.И., ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить апелляционную жалобу третьего лиа без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Тихонова Е.А. состоит в трудовых отношениях с МКОУ "Урожайная основная общеобразовательная школа" на основании трудового договора в должности дворника. За спорный период при отработанной норме рабочего времени истец выполнил нормы труда, что подтверждается табелями учета использования рабочего времени. При этом начисленная заработная плата Тихоновой Е.А. составила по "данные изъяты". в месяц, что подтверждается расчётной ведомостью за подписью директора работодателя.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).
В силу ч.1 ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеприведенных норм права институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1,2 ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст.ст.146,148,315,316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N325/24 был утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в размере "данные изъяты" в месяц.
Согласно ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Региональным соглашением между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края "О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы", заключенным ДД.ММ.ГГ и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в Алтайском крае - в соответствии с Федеральным законом от 19.06. 2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", то есть не менее ДД.ММ.ГГ (п.3.1.1.).
Принимая во внимание названные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ежемесячная заработная плата Тихоновой Е.А. без учета районного коэффициента не могла быть менее минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент подлежал начислению сверх указанной суммы. Данное обстоятельство позволило суду прийти к выводу о нарушении трудовых прав истца при выплате заработной платы, с чем судебная коллегия соглашается.
Позиция третьего лица о том, что районный коэффициент подлежит начислению на должностной оклад, а не на минимальный размер оплаты труда, является необоснованной, поскольку районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, и не может включаться в состав заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, а должен начисляется сверх указанного размера заработной платы.
Доводы о том, что начисление Тихоновой Е.А. заработной платы в 2014 году производилась в соответствии с Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы, несостоятельны и не влекут отмену решения суда.
Так региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Согласно этому Соглашению минимальная заработная плата в Алтайском крае устанавливается: для работников бюджетного сектора экономики, а также работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, - в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"; для работников внебюджетного сектора экономики - 7005 рублей (п.3.1, 3.1.1, 3.1.2 (в ред. Дополнительного соглашения от 26.03.2014).
Минимальная заработная плата обеспечивается:
для организаций, финансируемых из краевого бюджета, - за счет средств краевого бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
для организаций, финансируемых из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
для других работодателей - за счет собственных средств (п.3.2).
Таким образом, исходя из положений указанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, Регионального соглашения, заработная плата с учетом районного коэффициента должна составлять не менее "данные изъяты". Выплата заработной платы должна производиться за счет средств соответствующего бюджета, предусмотренных на оплату труда работников.
Вместе с тем Тихонова Е.А. заработную плату за спорные периоды времени получала в меньшем размере.
Поскольку иных доводов апелляционная жалоба не содержит, а изложенные в ней доводы на законность принятого решения не влияют, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию администрации Зонального района Алтайского края на решение Зонального районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.