Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев жалобу начальника отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края С. на постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, которым
начальник отдела жилищного надзора по "адрес" инспекции Алтайского края С., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "адрес", проживающий по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно постановлению прокурора г.Бийска о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 июня 2015 года в адрес отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края (далее - Инспекция) 16 марта 2015 года поступило обращение Ф. о несогласии с начислением платы за электрическую энергию ОАО "Алтайэнерго". Рассмотрение данного обращения поручено начальнику отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края С. В ходе разрешения обращения С. 12 мая 2015 года директору Новоалтайского отделения ОАО "Алтайкрайэнерго" направлен запрос *** о предоставлении документов и информации, необходимых для проведения проверки по обращению Ф. На основании полученных документов начальником отдела жилищного надзора С. проведена проверка соблюдения ОАО "Алтайкрайэнерго" обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и 15 мая 2015 года подготовлен ответ Ф. об отсутствии в действиях юридического лица нарушений закона и прав заявителя. Вместе с тем, проверка деятельности ОАО "Алтайкрайэнерго" проведена должностным лицом в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно в отсутствие распоряжения о проверке и без составления акта по результатам проверки. Действия квалифицированы по ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, С. просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью вмененного правонарушения. Указывает, что фактически проверка в отношении ОАО "Алтайкрайэнерго" не проводилась; необходимость в выездной проверке юридического лица отсутствовала, поскольку осуществлялся только обмен информацией на основании заключенного соглашения; запрос в ОАО "Алтайкрайэнерго" о предоставлении информации сделан с целью дачи ответа на обращение Ф.; предоставленная юридическим лицом документация представлена обществом по собственной инициативе; поскольку документальная проверка не проводилась, соответствующий акт не составлялся; вывод судьи о невозможности прекращения производства по настоящему делу в связи с малозначительностью неправомерен, поскольку его действия не повлекли неблагоприятных последствий; судьей не приняты во внимание его доводы о наличии на иждивении малолетних детей.
Помощник прокурора г.Бийска представил письменные возражения на жалобу С., в которой просил оставить ее без удовлетворения.
С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в краевой суд не явился и не просил об отложении слушания дела, что с учетом положений ч.2 ст.25.1 КоАП РФ не препятствует разрешению жалобы по существу.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, выслушав прокурора М.,, возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.
В силу ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон).
При этом положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в прямо предусмотренных частями 3, 3.1 статьи 1 Закона случаях.
Согласно п.26 ч.4 ст.1 Закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
В соответствии с положениями ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч.1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч.2).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (ч.3).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч.4).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований, в частности, к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса (ч.4.2).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований (п.1 ч.5).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора установлены в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N493 (далее - Положение).
В соответствии с п.3 Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (п.10 Положения).
В силу ч.4 ст.10 Закона внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (ч.1 ст.11 Закона).
Организация документарной проверки осуществляется в порядке, установленном ст.14 Закона.
Частью 1 указанной статьи установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно п.4 ч.2 ст.20 Закона грубым нарушением признается нарушение требований, предусмотренных ч.1 ст.14 Закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Приказом руководителя Государственной инспекции Алтайского края от 29 декабря 2012 года N54-к С. перемещен на главную должность государственной гражданской службы Алтайского края - начальника отдела жилищного надзора по "адрес" инспекции Алтайского края с 30 декабря 2012 года (л.д.38).
В соответствии с должностным регламентом начальник отдела жилищного надзора является одновременно государственным жилищным инспектором (л.д.31-37).
Судьей установлено, что основанием для привлечения начальника отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края С. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГ, находясь по адресу: "адрес", в отсутствие распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) он провел проверку в отношении ОАО "Алтайкрайэнерго" по обращению Ф. по факту незаконных действий юридического лица, а именно направил запрос о предоставлении документов и информации для проверки изложенных заявителем фактов нарушения.
Указанные обстоятельства подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 июня 2015 года, актом проверки помощника прокурора г.Бийска Т. от 04 июня 2015 года; сообщением отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГ о том, что приказ о проведении проверки по обращению Ф. ( *** от ДД.ММ.ГГ) о неправомерных действиях ОАО "Алтайкрайэнерго" не издавался; объяснениями С., данными при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении дела судьей; заявлением Ф.; запросом от ДД.ММ.ГГ *** начальника отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края С., адресованным директору Новоалтайского отделения ОАО "Алтайкрайэнерго"; ответом ОАО "Алтайкрайэнерго" на запрос Инспекции с приложением соответствующих документов; ответом от ДД.ММ.ГГ *** начальника отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края Сильченко С.А., адресованного Фроловой Г.Н.; должностным регламентом начальника отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края; приказом руководителя Государственной инспекции Алтайского края от 29 декабря 2012 года N54-к о перемещении С.
Представленные доказательства оценены судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 КоАП РФ).
В связи с этим вывод о наличии в действиях С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ, является правильным и вопреки доводам жалобы подтверждается совокупностью приведенных выше доказательств, исследованных судьей с точки зрения относимости, допустимости, а также достаточности для разрешения дела.
Ссылка в жалобе на то, что фактически проверка в отношении ОАО "Алтайкрайэнерго" не проводилась, запрос сделан с целью дачи ответа на обращение Ф. подлежат отклонению, поскольку в силу вышеприведенных положений закона действия С. как государственного жилищного инспектора по надзору за соблюдением обязательных требований могли осуществляться лишь посредством проверки поступившего обращения, указывающего на такие нарушения, в порядке, предусмотренном Законом, то есть на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о проведении внеплановой документарной проверки.
Утверждение С. о том, что необходимость в проверке юридического лица отсутствовала, не принимается во внимание, так как фактически внеплановая документарная проверка ОАО "Алтайкрайэнерго" проведена, запрос о предоставлении информации для проверки доводов заявителя юридическому лицу направлен.
В силу ч.3 ст.1 Закона положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В данном случае проверяемому юридическому лицу был направлен запрос о предоставлении информации в связи с обращением Ф., то есть имело место быть взаимодействие органа государственного контроля (надзора) и проверяемого юридического лица. На основании представленной информации Ф. дан ответ по доводам обращения.
Доводам С. о малозначительности совершенного административного правонарушения судьей городского суда дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.
Административное наказание назначено с учетом фактических обстоятельств дела в соответствии с санкцией, установленной ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ, правила назначения наказания, предусмотренные ст.4.1 КоАП РФ, не нарушены. Вопреки доводам жалобы, при назначении наказания судьей учтено наличие на иждивении С. несовершеннолетних детей. Назначенное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. соответствует минимальному размеру административного штрафа, предусмотренному инкриминируемой статьей.
Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований КоАП РФ, влекущих за собой отмену либо изменение постановления судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Бийского городского суда от 08 июля 2015 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела жилищного надзора по г.Бийску Государственной инспекции Алтайского края С. - без удовлетворения.
Судья Е.М. Зацепин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.