Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Анфиловой Т.Л.
Якуповой Н.Н.
при секретаре Алексеевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хурматуллиной ... на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Хурматуллиной ... к ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ЗАО "Русская телефонная компания" о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Анфиловой Т.Л., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хурматуллина ... обратилась в суд с иском к ОАО "Мобильные ТелеСистемы" о защите прав потребителя.
В обоснование исковых требований Хурматуллиной ... указано на то, что дата от её имени в салон-магазин "МТС" для замены SIM-карты по абонентскому номеру, принадлежащему ей, обратились неизвестные лица. Работниками коммерческого представителя ОАО "МТС" ЗАО "Русская телефонная компания", расположенного по адресу: адрес, была произведена замена SIM-карты с нарушением установленной процедуры, без проверки паспортных данных и установления личности обратившегося. В дальнейшем, с помощью услуги "Легкий платеж", которую предоставляет абонентам ОАО "МТС", дата неустановленные лица, осуществившие замену SIM-карты, дали поручение ОАО "Сбербанк России" о списании с лицевого счета её банковской карты денежных средств. В результате с лицевого счета банковской карты были списаны денежные средства в сумме ... руб. ... коп. Ссылаясь на ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", указывает, что
исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой
соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве обязано казать потребителю услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям. В соответствии с п. 4 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N328, оператор связи обязан обеспечивать соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи. Как считает Хурматуллина ... , указанная обязанность ОАО "Мобильные ТелеСистемы" выполнена не была. Таким образом, услуга связи была оказана с нарушением требований о качестве, в результате чего ей причинен имущественный ущерб в размере ... руб. ... коп. дата ответчиком получена письменная претензия, поданная ею, с требованием возместить убытки, причиненные в результате оказания услуг ненадлежащего качества. Однако данное требование оставлено без удовлетворения.
Хурматуллина ... просила взыскать с ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в свою пользу имущественный ущерб в размере ... руб. ... коп., неустойку за период просрочки с дата по дата в размере ... руб. ... коп., компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Определением Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в качестве соответчика по делу привлечено ЗАО "Русская телефонная компания".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Хурматуллина ... просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым заявленные ею исковые требования удовлетворить, приводит при этом те же доводы, что и в суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда, выслушав представителя Хурматуллиной ... - ФИО4, поддержавшего жалобу, представителя ОАО "Мобильные ТелеСистемы" - ФИО5, согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.
Судом первой инстанции установлено, что Хурматуллина ... является абонентом ОАО "МТС" на основании договора на оказание услуг подвижной связи. Истцу был присвоен абонентский номер + N ...
Как указывает истец, дата неустановленным лицом сим-карта истца была отключена и заменена дубликатом, выпущенным без ведома и согласия истца. В результате этого с лицевого счета банковской карты истца в платежной системе "Visa Qiwi Wallet" несанкционированно списаны денежные средства в сумме ... руб. ... коп. Списание денежных средств произошло посредством SMS-сообщений с абонентского номера истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных Хурматуллиной ... исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что замена карты не является услугой по договору о предоставлении услуг связи, услуги по договору связи оказывались надлежащим образом, а причиненный ущерб носит внедоговорной характер и причинен третьими лицами, отсутствует причинно-следственная связь между действиями ответчиков либо их сотрудников и причинением истцу материального вреда в размере ... руб. ... коп.
Между тем, с таким выводом суда Судебная коллегия согласиться не может ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно положениям ст. 44 ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 вышеуказанного Закона договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
В соответствии с Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. N 328, Правила регулируют отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования (далее - услуги подвижной связи), а также особенности оказания услуг связи при перенесении абонентского номера (пункт 1).
Используемые в настоящих Правилах понятия обозначают следующее:
"абонент" - физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
"абонентский номер" - номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленной в ней SIM-картой;
"SIM-карта" - карта, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера (пункт 2).
Оказание услуг подвижной связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности. Перечень услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, определяется оператором связи (пункт 8).
Согласно положениям п. 24 Правил оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор, в том числе договор, предусматривающий использование перенесенного абонентского номера, от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентами и иные действия по обслуживанию абонентов от имени оператора связи.
Согласно положениям Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи "МТС", данные Правила регулируют отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи, а также иных, сопряженных с ними услуг (сервисное, информационно-справочное обслуживание, телематика, передача данных и другое).
Под услугами в данных Правилах понимаются услуги подвижной радиотелефонной связи, и/или сопряженные с ними услуги, оказываемые оператором непосредственно и/или с привлечением третьих лиц (сервисное, информационно-справочное обслуживание, телематика, передача данных и другое).
Согласно ст. 10 Правил оказания услуг подвижной радиотелефонной связи "МТС" оператор связи обязан принимать необходимые организационные меры для защиты персональных данных абонента и соблюдать иные установленные требования к обеспечению конфиденциальности сведений об абоненте.
Из заключенного дата между ОАО "МТС" и ЗАО "Русская Телефонная Компания" договора N ... следует, что ЗАО "Русская Телефонная Компания" приняло на себя обязательства по совершению от имени и за счет МТС действий по поиску потенциальных Абонентов, их справочно-информационному обслуживанию, оказанию Абонентам Сервисных услуг, а также совершению юридических действий по заключению Абонентских договоров и внесению изменений и дополнений в действующие Абонентские договоры на территории Российской Федерации.
Для обеспечения выполнения действий, указанных в п.2.1. настоящего Договора, МТС предоставляет Коммерческому представителю доступ к программному обеспечению, принадлежащему МТС (п. 2.2).
Согласно п. 2.3. Договора для оказания сервисного обслуживания МТС предоставляет Коммерческому представителю доступ к персональным данным Абонентов МТС, под которым в настоящем Договоре понимается, в том числе, следующее: идентификация в АСР Абонента по документам, удостоверяющим личность; обработка и изменение в АСР персональных данных Абонента с целью внесения изменений в Абонентский договор (изменение списка услуг; изменение тарифного плана; изменение адреса и метода доставки счетов; замена SIM-карты; замена абонентского номера: предоставление скидок и дополнительных услуг; установление и снятие блокировки номера: изменение персональных категорий и атрибутов Абонента) - кроме "Категории доверия", "Категорий надежности", "Кредитного лимита", "Срока оплаты счета", "Лимита и Срока предоставления обещанного платежа", "Пароля доступа к Системам Самообслуживания", "Баланса лицевого счета Абонента") и др.
Установлено, что дата была произведена замена сим-карты истца по номеру N ... , принадлежащему Хурматуллиной ...
В ходе проверки, проведенной Отделом полиции N ... УВД по адрес, по факту тайного хищения денежных средств установлено, что на абонентский номер N ... была подключена услуга "мобильный банк" банковской карты "Киви кошелька" N ... дата около 09:00 часов сим-карта с абонентским номером N ... по неизвестным причинам была неактивна и денежные средства с банковской карты были переведены на другие номера сотовой компании МТС.
Материалами дела не опровергается, что хищение денежных средств стало возможным в результате несанкционированной замены SIM-карты. Так, по результатам служебной проверки ЗАО "Русская Телефонная Компания" был установлен факт нарушений со стороны сотрудников салона-магазина, принадлежащего ЗАО "Русская Телефонная Компания" и находящегося по адресу: адрес.
Так, в своем ответе N N ... от дата на обращение Хурматуллиной ... ОАО "Мобильные ТелеСистемы" указало на то, что в ходе проведенной проверки было установлено, что дата от имени Хурматуллиной ... обратились в салон-магазин МТС для замены SIM-карты по абонентскому номеру N ... Замена SIM-карты была произведена с нарушением порядка указанной процедуры со стороны коммерческого представителя ЗАО РТК, В дальнейшем, с помощью услуги "Легкий платеж", которую предоставляет абонентам ОАО "МТС", 18 дата. неустановленные лица, осуществившие замену SIM-карты дали поручение банку "Сбербанк" о списании с лицевого счета банковской карты денежных средств.
Из заключения ОАО "Мобильные Теле Системы" от дата по результатам служебного расследования данного факта, истребованного по запросу Судебной коллегии, следует, что в ходе проведения служебного расследования установлено, что после заменяя SIM-карты абонентского номера N ... , согласно данным из АСР "Marty" с помощью услуги "Легкий платеж" осуществлены переводы денежных средств на номера абонентов Самарского филиала ОАО МТС: N ... сумма ... руб. N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб. N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб., N ... сумма ... руб. N ... сумма ... руб. - на общую сумму ... руб. затем с лицевых счетов данных абонентов перечислены на банковские карты.
В рамках служебного расследования был проведен анализ выхода в эфир абонентского номера N ... и установлено, что перечисления денежных средств осуществлялись дата. на территории Республики Татарстан, абонентские номера, на которые были перечислены денежные средства, находились в роуминге на территории адрес.
В рамках проверки было установлено, что заявление от абонента о смене sim-карты, либо от пользователя и доверенность в архиве отсутствуют.
Кроме того, проверкой было установлено, что во время замены sim-карты абонент Хурматуллина ... территориально находилась в адрес РБ, т.е. на расстоянии более 300 км. от офиса продаж ... ЗАО РТК, в котором была осуществлена замена sim-карты ее абонентского номера.
Таким образом, сотрудник ЗАО РТК ФИО6 нарушила требования Стандарта ... Приложения 5 "Обслуживание клиентов в салонах-магазинах Бизнес-единицы "МТС Россия", работающих под брендом МТС" регламентирующего производить замену sim-карты по заявлению абонента, либо пользователя, при обязательной идентификации клиента. При этом заявление от абонента, а при необходимости и доверенность, передаются в архив.
Исходя из существа заявленных требований, материалов дела, уголовного дела по факту хищения денежных средств с карт "Киви кошелек", ОАО "Сбербанк России" следует, что истец не совершал действий по замене sim-карты и никого на это не уполномочивал.
Доказательств тому, что абонент обращался с заявлением о замене sim -карты дата, либо обращался его представитель по доверенности (копии заявления абонента, его представителя, копии доверенности, копии документа, удостоверяющего личность), материалы дела не содержат.
Результатом несанкционированной замены sim-карты стало использование неизвестным лицом номера телефона истца и распоряжение денежными средствами истца на карте "Сбербанк" посредством системы Мобильный банк.
Данные обстоятельства не опровергнуты. Именно эти обстоятельства указывают на предоставление истцу услуг ненадлежащего качества, повлекшие убытки.
В соответствии с положениями абз. 8 п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать, в том числе, полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
В силу ст. 1095 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.
В данном случае таких обстоятельств не установлено.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований нельзя признать правильным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований Хурматуллиной ...
Поскольку договор о предоставлении услуг связи заключен истцом с ОАО "Мобильные Теле Системы", действия ЗАО "Русская Телефонная Компания" по сервисному обслуживанию абонентов осуществляются от имени оператора связи (п. 24 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. N 328), обязанность по возмещению убытков, причиненных оказанием услуг ненадлежащего качества, возлагается на ОАО "Мобильные Теле Системы".
Таким образом, с ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в пользу Хурматуллиной ... подлежит взысканию сумма причиненного ущерба в размере ... руб. ... коп.
Учитывая установленный факт нарушения ответчиком прав потребителя Хурматуллиной ... Судебная коллегия с учетом положений ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" находит разумным, справедливым и соответствующим обстоятельствам дела, характеру и степени испытанных истцом переживаний, а также степени вины ответчика размер компенсации морального вреда, равный ... руб., в связи с чем считает необходимым удовлетворить требование истца в указанном размере.
Истцом заявлены требования о взыскании неустойки (пени) по основаниям, предусмотренным статьями 28, 30 и 31 Закона РФ "О защите прав потребителей". Требование истца подлежат удовлетворению.
Расчет неустойки, представленный истцом, Судебной коллегией проверен.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 21 декабря 2000 года N 277-О именно законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод конкретного лица в целях защиты прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Именно поэтому в ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет о необходимости установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Судебная коллегия находит требуемую ко взысканию истцом неустойку в размере ... руб. ... коп. несоразмерной последствиям нарушения обязательства и несоответствующей компенсационной природе неустойки.
Руководствуясь положениями ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия полагает необходимым снизить заявленную истцом неустойку и взыскать с ответчика в пользу истца неустойку в размере ... руб. ... коп.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, Судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ответчика ОАО "Мобильные ТелеСистемы" штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере ... руб. ... коп.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального права Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых, согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся и расходы на оплату услуг представителей.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере ... руб. ... коп.
Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Хурматуллиной ... , заявленные к ОАО "Мобильные ТелеСистемы", о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Взыскать с ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в пользу Хурматуллиной ... сумму ущерба в размере ... руб. ... коп., неустойку в размере ... руб. ... коп., компенсацию морального вреда в размере ... руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере ... руб. ... коп.
Взыскать с ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в бюджет ГО г.
Уфы Республики Башкортостан государственную пошлину в размере ... руб. ... коп.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Т.Л. Анфилова
Н.Н. Якупова
Справка: судья Александрова Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.