Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре Сосновцевой С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Махмутова Р.Р. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Махмутова Р.Р. к Региональной дирекции ОАО КБ "Восточный Экспресс Банк" о защите чести достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Махмутов Р.Р. обратился в суд с иском к ОАО КБ "Восточный Экспресс Банк" о защите чести достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано что между истцом и ответчиком "Восточный Экспресс Банк" дата года заключен кредитный договор N ...
В преддверии очередного платежа, а именно ... или дата года истец обратился к банку с письменным заявлением, в котором просил предоставить истцу "кредитные каникулы" (услуга предоставляемая банком по уменьшению размера очередного платежа), сроком на 3 месяца.
На следующий день, ... или дата года соответственно, истец перестал нуждаться в предоставлении данной услуги "кредитные каникулы". Он обратился в банк с заявлением об аннулировании его заявления на предоставление "кредитных каникул". Вечером дата года истец пришел в отделение банка по адресу адрес, ввел в терминале для оплаты кредита свои данные. На терминале, в графе "плановый платеж", к оплате была указанна сумма ... рублей. Как истец понял, сумма была указана с учетом предоставленных ему кредитных каникул, так как ежемесячный платеж по договору N ... составляет ... рублей.
Он отменил операцию по оплате и обратился к специалистам банка. Одна из специалистов ему пояснила, что "по заявлению об отмене кредитных каникул, решение еще не принято. Но на практике, если кредитные каникулы уже предоставлены, то их уже не отменяют". Истец поблагодарил специалиста за разъяснение и внес платеж с учетом кредитных каникул, в размере ... рублей. После чего, а именно дата, на его телефон пришло смс сообщение, в котором говорилось о наличии у него просроченной задолженности по кредитному договору N ...
Он незамедлительно позвонил по телефону клиентской поддержки банка - N ... Оператор пояснила что, информация об отмене кредитных каникул своевременно не отразилась программах банка. На вопрос истца "нужно ли мне обратиться в банк с каким либо письменным заявлением?" оператор ответила что не нужно, она самостоятельно произведет все необходимые процедуры для устранения сложившейся ситуации.
Позже истцу начали поступать звонки из службы взыскания банка. Из разговора со специалистами данной службы истец понял, что, по мнению банка у него имеется просроченная задолженность по кредитному договору. С чем истец категорически не согласен.
дата года истец обратился к банку с претензией, в которой просил отменить начисленные штрафы. И в случае предоставления информации в бюро кредитных историй, отозвать либо опровергнуть данную информацию. Данную претензию истец просил банк рассмотреть до дата года для того, чтобы понимать позицию банка по сложившейся ситуации. А также внести в дату платежа актуальную и согласованную с банком сумму для восстановления в графике платежей по кредитному договору.
дата года на его телефон из банка пришло смс сообщение о принятии его заявления к рассмотрению. И через минуту сообщение о принятии решения по его обращению. В связи с чем истец полагает, что рассмотрение его претензии не вызвало у банка затруднений.
Несмотря на это, звонки из банка поступали ежедневно, по несколько раз в сутки, в том числе и рано утром. Что очень сильно раздражало истца и его близких. Разговоры с сотрудниками банка были весьма неприятные, разговаривали они высокомерно и грубо, не вникая в суть ситуации, требуя от истца незамедлительной оплаты суммы просроченной задолженности и штрафа. На его пояснения об обращении в банк с претензией, не реагировали и требовали оплаты. Даже в ранние утренние часы, когда отделения банка еще не работали, представители "департамента взыскания" требовали от истца оплаты незаконно начисленного штрафа. Что негативно отразилось на морально психологическом состоянии истца и его близких, а также явилось поводом для нервных расстройств и переживаний.
В период с дата года по дата года на мобильный телефон истца с разных номеров, принадлежащих банку, поступило около 30 звонков, в том числе и рано утром в выходные дни. И даже утром следующего дня после оплаты задолженности. Также регулярные звонки на мобильный телефон, и вынужденные переговоры с представителями банка, в рабочее время, негативно отразились на статусе истца в коллективе, а также на доверии со стороны коллег, подчиненных и руководителя.
дата года в дату оплаты очередного платежа, истец обратился в отделение банка за предоставлением ответа на претензию, а также расчета задолженности на сегодняшний день. Из предоставленных документов истец понял, что штраф за просрочку платежа отменили, тем самым банк признал незаконность начисления ему штрафа.
Оплата произведена в соответствии с графиком, а именно дата года в размере суммы, указанной и согласованной с банком.
В случае если банком было принято решение об отмене "кредитных каникул", банк должен был уведомить истца об этом любым возможным способом, с помощью смс, либо звонком, с разъяснениями касаемо ситуации.
Фактически банк уведомил истца о своем решении после образования задолженности. Истец при оплате кредитов в банке просрочек не допускал, и считает, что информация о платежной дисциплине и кредитная история в целом является информацией характеризующей, а также эта информация способна иметь для него юридические последствия, в том числе и негативные.
Истец считает, что предоставленная в бюро кредитных историй информация о возникновении и наличии у него просроченной задолженности имеет негативные последствия не только для его деловой репутации, а также порочит честь и достоинство, фактически переводя его в статус "неплательщика". Что для истца, как человека работающего в банковской сфере, имеет особое значение. Также данная информация лишает истца возможности пользоваться услугами других банков и создает проблемы в плане карьерного развития в банковской сфере. А именно резюме истца до последнего времени находились в открытом доступе, на ряде рекрутинговых сайтов, но было истцом отозвано в свете последних событий с КБ "Восточный Экспресс Банк". Резюме истца было разослано ряду работодателей в банковском секторе. Информация о наличии у него просроченной задолженности, по столь незначительному кредиту, при столь незначительном платеже характеризует его, как безответственного и несерьезного человека, что в свою очередь влечет негативные последствия для его дальнейшего карьерного развития. Считает, что просроченная задолженность образовалась не по вине истца, а по вине банка, так как банк своевременно не уведомил его о принятом решении касаемо заявления об отмене кредитных каникул и фактически лишил истца возможности доплатить недостающую сумму в срок, до образования просроченной задолженности и начисления штрафа.
Обязательства по выплате кредита выполняются в срок и в полном объеме, образование просроченной задолженности допущено не было.
Просит взыскать с ОАО КБ "Восточный Экспресс Банк" компенсацию морального вреда в размере ... рублей, ... рублей в качестве компенсации затрат на юридические услуги по составлению претензии и искового заявления, ... рублей расходы на оплату государственной пошлины; обязать КБ "Восточный Экспресс Банк" опровергнуть сведения порочащие честь, достоинство и деловую репутацию Махмутова P.P. и выдать подтверждающий документ.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Махмутов Р.Р. просит отменить решение уда, указав, что судом нарушены нормы материального права, суд не учел, что Махмутов Р.Р. и банк фактически согласовали действия по предоставлению истцу "кредитных каникул", просрочка в погашении задолженности по кредиту истцом не допущена; банк не предоставил доказательства, истребованные по запросу суда; банк необоснованно передал данные истца в бюро кредитных историй
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, неявка которых в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Махмутова Р.Р., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, дата года истец обратился в банк для получения кредита в размере ... рублей, что подтверждается приложенной анкетой заявителя. В тот же день, дата года истец направил в банк заявление о заключении договора кредитования N ...
дата года Махмутов Р.Р. обратился за предоставлением кредитных каникул (оплата только процентов),на что было дано согласие банка.
Однако в тот же день Махмутов Р.Р. оформил заявку на отмену кредитных каникул.
Тем не менее, платеж Махмутову Р.Р. по состоянию на дата года составлял для Махмутова Р.Р. ... рублей, то есть меньше, чем ежемесячный платеж в ... рубля.
В дальнейшем дата года недостающая сумма затребована банком как просроченная.
В бюро кредитных историй внесена информация о наличии просроченной задолженности от дата года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истцом не доказаны доводы о нарушении его нематериальных благ на честь, достоинство и деловую репутацию по вине ответчика.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что Махмутову Р.Р. пояснили, что отменить кредитные каникулы нельзя, так как такие доводы не доказаны, опровергаются пояснениями самого же истца, данными в иске, что в связи с тем, что перестал нуждаться в такой услуги, оформил заявку на отмену кредитных каникул.
В своих пояснениях, данных по запросу судебной коллегии банк также указал, что после предоставления кредитных каникул дата года поступила заявка об их отмене, срок рассмотрения заявления - 10 дней, после чего принято решение и дата года недоплаченная сумма была выставлена на просрочку.
Судебная коллегия соглашается с тем, что на платеж, пришедшийся на дата года просрочка допущена не была, были предоставлены кредитные каникулы, однако после одобрения заявки об отмене кредитных каникул, учитывая, что новый график не составлялся, у банка обоснованно возникла информация о просрочке.
В дальнейшем банк, учитывая факт первоначально предоставления кредитных каникул, самостоятельно отменил штрафные санкции за просрочку в дата года.
Каких-либо нравственных страданий действиями банка истцу не причинено.
Махмутов Р.Р. оформив дважды в один день две разных, противоположных по содержанию заявки, должен был предусмотреть возможность согласования заявки на отмену кредитных каникул и уплатить сумму по графику, тем более что новый график платежей с учетом кредитных каникул не оформлялся.
Не имеет место распространение порочащих сведений и причинение тем самым морального вреда и в случае размещения информации о просроченном платеже в бюро кредитных историй.
Согласно статьи 5 (части 3, 6) Закона "О кредитных историях" кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 этого Закона, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, в порядке, предусмотренном этой статьей, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Представление источниками формирования кредитной истории информации, определенной статьей 4 указанного Закона, в бюро кредитных историй в соответствии с этой статьей не является нарушением служебной, банковской, налоговой или коммерческой тайны.
На момент их внесения в бюро кредитных историй информации о просрочке у ответчика имелась информация о необходимости внесения просроченного платежа, а после того, как сведения, находящиеся в ведении ответчика, не подтвердились, ответчиком данная информация была исключена.
Так, банком в дата года самостоятельно внесена корректировка в сведения о наличии просроченной задолженности в отношении Махмутова Р.Р.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Махмутова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Ф.Крыгина
Судьи А.Р.Низамова
Р.Р.Нурмухаметова
Справка: судья Абдрахманова Л.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.