Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Голубевой И.В. и Свистун Т.К.
при секретаре Салимгареевой Л.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИАГ к ЛЭА о признании договора дарения недействительным и применении последствий недействительности сделки,
по апелляционной жалобе ИАГ на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2015 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИАГ обратился в суд с иском к ЛЭА о признании недействительным, заключенного N ... сентября N ... г. между истцом и ответчиком договора дарения комнаты N ... , расположенной по адресу: РБ, адрес, д. N ... , кв. N ... , и применении последствий недействительности сделки.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец являлся собственником вышеуказанной комнаты, и в декабре N ... г. в почтовом ящике обнаружил извещение, содержащее информацию о расчете взносов для собственников жилых помещений на капитальный ремонт на имя его дочери - ответчика ЛЭА, указанной в качестве собственника данной комнаты. После получения указанного извещения истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, где ему была предоставлена информация о том, что собственником спорной комнаты является ответчик на основании договора дарения от N ... сентября N ... г.
Как утверждает ИАГ, договор дарения N ... сентября N ... г. он не заключал и не подписывал, не присутствовал при регистрации данного договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, никогда и ни при каких обстоятельствах не мог подарить свое жилое помещение ответчику, поскольку в данной комнате он проживает с момента регистрации и другого жилья не имеет.
ИАГ считает договор дарения ничтожным, поскольку данный договор он не заключал и не подписывал.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2015 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований ИАГ к ЛЭА о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности сделки договора дарения, прекращении права собственности ЛЭА, исключении из ЕГРП записи о государственной регистрации права собственности ЛЭА и признании за ИАГ право собственности на комнату N ... , расположенную по адресу: Республика адрес район, адрес, N ... - N ... отказать.
В апелляционной жалобе ИАГ ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. При этом указано на необоснованный вывод суда об отказе истца от проведения по делу почерковедческой экспертизы. От проведения экспертизы ИАГ не отказывался. Также в ходе судебного заседания истцом было заявлено ходатайство о допросе свидетеля, который мог пояснить об отношениях, складывающихся между ним и ответчиком в период составления оспариваемого договора, которое оставлено без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ИАГ доводы апелляционной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить, так как хотя он подписывал оспариваемый договор, не оспаривает подпись в договоре и от проведения экспертизы отказывается, однако он не мог подарить дочери две квартиры, оспариваемый договор дарения комнаты подписал ошибочно.
Ответчик ЛЭА просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес на судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщал. В связи с чем, руководствуясь ст.ст. N ... , N ... ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. N ... , N ... ст. N ... ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от N ... февраля N ... г. ИАГ принадлежала на праве собственности комната N N ... в квартире N N ... дома N ... по адрес РБ.
N ... сентября N ... г. по договору дарения, заключенному с ЛЭА, ИАГ распорядился принадлежащей ему на праве собственности вышеуказанной комнатой, подарив ее.
В тот же день даритель и одаряемый явились в орган государственный регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и лично, в том числе ИАГ, обратились с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности (л.д. N ... материалы дела правоустанавливающих документов).
N ... октября N ... г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права собственности ЛЭА на спорную комнату, о чем сделана запись N N ...
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ИАГ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключенный между сторонами договор дарения соответствует требованиям закона, из объяснений ИАГ следует, что он лично предоставлял документы для государственной регистрации договора в регистрационной службе, лично подписывал их в присутствии должностных лиц, истец от проведения экспертизы отказался, тем самым не представил доказательств, свидетельствующих о ничтожности оспариваемого договора дарения. Иных оснований для оспаривания договора дарения истцом заявлено не было.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда основаны на законе и сделаны с учетом заявленных исковых требований и подлежащих применению к отношениям сторон норм материального и процессуального права.
Статьей N ... ГК РФ определены способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим. Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу, и в силу ч. N ... ст. N ... ГПК РФ суд не может выйти за пределы требований сторон.
Реализуя свое право на выбор способа защиты, истец ИАГ обратился в суд с иском о признании договора дарения недействительным по основаниям, предусмотренным ст. N ... ГК РФ, и применении последствий его недействительности в силу положений ст. N ... ГК РФ.
Сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (ст. N ... ГК РФ).
В силу ст. N ... ГК РФ (в редакции, действующей на момент совершения оспариваемого договора) за исключением случаев, предусмотренных пунктом N ... настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом N ... статьи N ... ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статьям N ... , N ... ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, добросовестность участников гражданского оборота предполагается.
В силу статьи N ... ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. N ... ГК РФ).
Применительно к пункту N ... статьи N ... ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Отказывая в иске, суд, руководствуясь приведенными нормами законодательства, обоснованно исходил из того, что договор дарения соответствует требованиям, установленным законом и предъявляемым к данной сделке, составлен в письменной форме, подписан лично дарителем ИАГ (что истцом не оспаривалось) и одаряемой ЛЭА, зарегистрирован в государственном органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимость.
Согласно ч. N ... ст. N ... ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Оспаривая договор дарения, истец, как в предъявленном иске, так и в апелляционной жалобе ссылался на то, что он его не подписывал.
Суд первой инстанции правильно указал, что названные доводы опровергаются объяснениями самого же истца, пояснившего в ходе разрешения спора, в том числе в суде апелляционной инстанции, что он подписал договор дарения, в представленном в материалах дела договоре дарения от N ... сентября N ... г. подпись ИАГ
Указанные обстоятельства подтверждаются и заявлением истца, представленным в судебную коллегию, согласно которому ИАГ от проведения по делу почерковедческой экспертизы отказывается, так как подпись в договоре дарения от N ... сентября N ... г. его.
При таких обстоятельствах, с учетом избранного истцом способа защиты путем предъявления требования о признании договора дарения ничтожным, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований ИАГ
Доводы апелляционной жалобы ИАГ на необоснованный вывод суда о его отказе от проведения по делу почерковедческой экспертизы; от проведения экспертизы ИАГ не отказывался, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции подтверждения не нашли. Как следует из разъяснений, приобщенных к материалам дела на л.д. N ... , суд первой инстанции разъяснил процессуальные права и обязанности истцу. Собственноручно выполненным заявлением от N ... мая N ... г., ИАГ выразил не согласие с проведением по делу почерковедческой экспертизы и отказался от предоставления образцов подписи (л.д. N ... оборот).
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции судебной коллегией также обсуждался вопрос о проведении по делу экспертизы, истцу было предложено представить свободные образцы почерка, разъяснялись положения ч. N ... ст. N ... ГПК РФ (л.д. N ... , N ... ). От проведения экспертизы ИАГ в суде апелляционной инстанции также отказался, так как подтвердил подлинность его подписи в оспариваемом договоре дарения и собственноручное его подписание.
Несостоятельным, по мнению судебной коллегии, также является довод апелляционной жалобы о том, что суд не допросил по обстоятельствам дела свидетеля, который мог бы пояснить об отношениях, складывающихся между истцом и его дочерью, поскольку из протокола судебного заседания от N ... мая N ... г. усматривается, что ИАГ был согласен на рассмотрение дела по существу по исследованным судом доказательствам, явка каких-либо свидетелей не была обеспечена, каких-либо ходатайств об отложении судебного разбирательства для вызова данных свидетелей заявлено не было.
Указание в апелляционной жалобе о том, что дело судом рассмотрено формально, является оценочным, построено на предположениях, поэтому не может быть принято во внимание. Выводы суда в решении мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их неправильными, не имеется. Нарушений норм материального права и норм процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами дела, соответствует требованиям ст. N ... ГПК РФ, и не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. N ... , N ... - N ... ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИАГ - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи И.В. Голубева
Т.К. Свистун
Справка: судья ШАФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.