Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.,
судей Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Накиевой А.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Л. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 июня 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Черниковой Г.И. к Администрации ГО г. Уфа удовлетворить;
обязать Администрацию ГО г. Уфа заключить с Черниковой Г.И. договор купли-продажи земельного участка, площадью 2 137 кв.м., с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, путем подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черникова Г.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация ГО г. Уфа РБ) о предоставлении земельного участка в собственность за плату. Мотивируя требования тем, что является собственником индивидуального жилого адрес, на основании договора дарения от дата. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 2 137 кв. м, с кадастровым номером N ... , с разрешенным использованием: для завершения строительства индивидуального жилого дома. Данный участок был предоставлен в аренду предыдущему собственнику домовладения М., сроком до дата. На заявление о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату, письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от дата было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, на том основании, что земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Не согласившись с отказом, истец просила суд обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ заключить договор о предоставлении земельного участка площадью 2 137 кв.м, с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес собственность за плату.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе представителя Администрация ГО г. Уфа РБ просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Черниковой Г.И. - Костюкевич К.Б., полагавшего решение законным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Черникова Г.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес на основании договора дарения от дата.
Земельный участок площадью 2 137 кв.м, с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес, на основании постановления главы Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан от дата N ... и договора аренды земельного участка от дата N ... был предоставлен М. в аренду сроком до дата.
Дополнительным соглашением о внесении изменений N 2, заключенным между Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и Черниковой Г.И. от дата, права и обязанности арендатора по договору аренды N ... от дата земельного участка переданы Черниковой Г.И. с дата.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от дата N ... , земельный участок площадью 2 137 кв. м, с кадастровым номером N ... по адресу: адрес, состоит на кадастровом учете с дата, относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен находящийся в собственности истца жилой дом, земельный участок не ограничен в обороте, то он может быть предоставлен истцу в собственность за плату.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда на основании следующего.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дата) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта и приведенного в статье перечня документов.
Как усматривается из материалов дела, Ч. в предусмотренном ст. 36 ЗК РФ порядке, обратился в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.
Согласно ответу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ от дата в предоставлении земельного участка в собственность отказано в связи с тем, что земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечень которых приведен в части 1 данной статьи.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" (пункт 5) установлено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 приведенного Постановления Правительства РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Доводы апелляционной жалобы об имеющихся в отношении спорного объекта недвижимости обременениях в виде резервирования земельного участка для муниципальных нужд и его изъятии из оборота, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии в связи с отсутствием доказательств государственной регистрации таких обременений.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка площадью 2 137 кв. м, несостоятельны, поскольку, как было указано выше, спорный земельный участок площадью 2 137 кв. м предоставлялся на основании договора аренды для обслуживания индивидуального жилого дома. Земельный участок, площадью 2 137 кв. м сформирован, индивидуализирован как объект недвижимости. То обстоятельство, что истец добросовестно владеет и пользуется указанным земельным участком в соответствии с его целевым назначением для обслуживания индивидуального жилого дома, ответчиком не опровергнуто.
Довод жалобы о том, что судом не было учтено нахождение спорного земельного участка в границах красных линий, не влекут отмены решения, так как каких-либо доказательств того, что на момент предоставления земельного участка в аренду через земельный участок проходили какие-либо объекты общего пользования, суду не представлено и судом не добыто. Согласно кадастровому паспорту земельного участка, на земельном участке, обременений не имеется.
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что договор аренды, заключенный с истцом на испрашиваемый земельный участок, не прекратил свое действие, ввиду чего отсутствуют основания для удовлетворения требования истца об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, основан на неверном толковании норм материального права. Так, в силу п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Что касается довода в жалобе о несоответствии резолютивной части решения требованиям законодательства, судебная коллегия считает его несостоятельным, поскольку резолютивная часть не противоречит ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года).
Иных предусмотренных ст. 28 ЗК РФ обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставления данного участка в собственность физического лица, судебная коллегия не усматривает. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Л. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Справка: судья Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.