Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Вегелиной Е.П., Власкиной Е.С.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 25 августа 2015 г. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области - Р. на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 17 июня 2015 г., который исковые требования М. к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области об оспаривании отказа в заключении договора, признании права на получение единовременной компенсационной выплаты и заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты удовлетворены частично.
Суд признал за М. право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб. и обязал Министерство здравоохранения Новосибирской области заключить с М. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
В части требований об оспаривании отказа в заключении договора судом отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зиновьевой Е.Ю., объяснения представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области - Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя М. - Т.С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, оспаривании отказа в заключении договора, возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование иска М. указала, что 1 июня 2011 г. была принята на работу в "данные изъяты" на должность участкового врача педиатра, трудовой договор с ней заключен на неопределенный срок.
28 августа 2014 г. она обратилась в Министерство здравоохранения "адрес" с заявлением о заключении договора и выплате ей единовременной компенсации по программе "Земский доктор" как медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в 2011-2014 годах на работу в рабочий поселок после окончания образовательного учреждения из другого населенного пункта.
Порядок выплаты предусмотрен ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Новосибирской области от 13 февраля 2012 г. N 74-п.
В заключении договора и выплате компенсации было отказано на том основании, что выплаты в 2014 г. осуществляются лицам, прибывшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок в 2013 - 2014 г., а она устроилась на работу в "данные изъяты" в 2011 г.
М. считает, что отказ является незаконным, поскольку она обладает всеми критериями для предоставления выплаты, установленными п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области N 74-П от 13 февраля 2012 г. Для принятия решения она представила все необходимые документы. При этом, такого основания для отказа в выплате как трудоустройство в 2011 г., Порядком не предусмотрено.
Учитывая изложенное, М. просила суд признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N в заключении договора и предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб., признать за ней право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб., обязать Министерство здравоохранения Новосибирской области заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Министерства здравоохранения Новосибирской области Р., в апелляционной жалобе просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований и принять по делу новое решение об отказе в иске.
По мнению апеллянта, судом неверно истолкованы и применены положения ч. 12.1 ст. 51 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
Требования истца в части выплаты компенсации были удовлетворены судом в отсутствие доказательств, подтверждающих переезд в сельскую местность из другого населенного пункта, а также ее переезд как молодого квалифицированного специалиста.
Судом не принято во внимание, что после окончания медицинской академии в 2005 г. М. год работала в должности врача-интерна "данные изъяты" в р.п. "адрес", затем в 2006-2011 г. работала на территории г.Новосибирска, при этом имея регистрацию и постоянное место жительства на территории р.п. "адрес" и временное место жительства на территории г.Новосибирска.
Учитывая, что целью выплаты является компенсация неудобств, связанных с обустройством нового места жительства, а переезд в сельскую местность предполагает смену постоянного места жительства, возвращение истца на работу в р.п. "адрес" в 2011 г. носит формальный характер и не может являться основанием для выплаты компенсации по п. 12.1 ст. 51 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
В жалобе также имеется ссылка на то обстоятельство, что р.п. "адрес" имеет статус городского округа и не относится к сельским населенным пунктам.
Кроме того, суд обязал ответчика заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 руб., но при этом не указал условия заключения договора.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с. ч. 12.1. ст. 51 ФЗ РФ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 г. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 г. из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013- 2014 г. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 г. осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2011-2015 годах на работу в сельские пункты либо рабочие поселки Новосибирской области" (ред. постановлений Правительства Новосибирской области от 04 марта 2013 г. N 79-п, от 01 июля 2014 г. N 263-п, от 05 марта 2015 г. N 78-п) единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельские населенные пункты или переехавшим, в указанный период, на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта. В 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта. В 2015 году выплата предоставляется медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта.
Таким образом, с учетом буквального толкования вышеуказанных положений закона, право на получение единовременной компенсационной выплаты у М., как медицинского работника, могло возникнуть при следующих условиях: возраст до 35 лет, переезд (прибытие) в 2011 г. на работу в сельский населенный пункт (рабочий поселок) из другого населенного пункта и заключение с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, что 28 августа 2014 г. М. обратилась в Министерство здравоохранения Новосибирской области с заявлением о том, что дает согласие на заключение двухстороннего договора согласно п. 8 постановления Правительства Новосибирской области от 13 февраля 2012 г. "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) в 2011-2012 годах на работу в сельские пункты либо рабочие поселки Новосибирской области".
При обращении с заявлением М. указала, что ранее проживала по адресу: "адрес", р.п. "адрес", в настоящее время проживает по тому же адресу.
Согласно сведениям паспорта М. с 10 марта 2005 г. она состоит на регистрационном учете в р.п. "адрес" Новосибирской области (л.д. 51).
Таким образом, при обращении с заявлением о компенсационной выплате истец не предоставила доказательств того, что она в 2011-2012 годах переехала на работу в сельский населенный пункт (рабочий поселок) из другого населенного пункта.
Из представленных М. справок с места работы и трудовой книжки следует, что 14 июня 2005 г. она закончила Новосибирскую государственную медицинскую академию по специальности педиатрия.
С 10 августа 2005 г. по 30 июня 2006 г. работала в "адрес" р.п. "адрес" в должности врача интерна по специальности педиатрия. 30 июня 2006 г. уволена по окончании срока прохождения интернатуры по специальности педиатрия.
После этого с 01 июня 2006 г. по 31 мая 2011 г. истец работала в городской "адрес" и городской "адрес" г. Новосибирска.
01 июня 2011 г. она повторно устроилась на работу в "адрес" в р.п. Кольцово.
Согласно представленного суду договора найма жилого помещения от 15 августа 2011 г. М. с 15 августа 2011 г. по 14 июля 2012 г. проживала по адресу: "адрес".
При этом, на момент устройства на работу в "адрес" в р.п. "адрес" М. состояла на регистрационном учете по адресу: "адрес", р.п. "адрес" и не утратила права пользования этим жилым помещением.
Следовательно, пребывание в г. Новосибирске по адресу: "адрес", носило временный характер и, данное жилое помещение не являлось постоянным местом жительства истца.
Истец не предоставила доказательств того, что в 2011 г. переехала в р.п. "адрес" как молодой квалифицированный специалист после окончания Новосибирской государственной медицинской академии.
Указанным обстоятельствам, суд дал ненадлежащую оценку, что привело к неправильным выводам, которые не соответствуют обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции не были учтены последовательные действия М., выраженные во временном переходе на иное место работы в г. Новосибирске, возвращение на предыдущее место работы в р.п. "адрес", временное пребывание в г. Новосибирске, при не изменившемся постоянном месте жительства в р.п. "адрес".
Между тем, по своему смыслу переезд (прибытие) на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок предполагает переезд медицинского работника на иное место жительства, отличное от предыдущего.
Положения Трудового кодека Российской Федерации связывают переезд на работу в другую местность, именно с изменением места жительства, за что предусмотрены соответствующие гарантии и компенсации.
Единовременная компенсационная выплата медицинским работникам имеет целевое назначение и ее компенсационная природа призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты, а также рабочие поселки из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Аналогичное понятие месту жительства гражданина дано в ст. 2 ФЗ РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой место жительства - это жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Трудоустройство М. в "адрес" произошло 1 июня 2011 г., когда в указанный период она проживала в "адрес". Следовательно, оно не было связано с переездом истца в п. "адрес", т.к. по своему смыслу переезд (прибытие) на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок предполагает переезд медицинского работника на иное место жительства, отличное от предыдущего.
Таким образом, заслуживают внимания доводы апеллянта о том, что вышеуказанные действия М. направлены на создание видимости ее переезда на постоянную работу в р.п. "адрес" из г. Новосибирска, что свидетельствует на отсутствие у нее права на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной п. 12.1 ст. 51 ФЗ РФ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Поскольку обжалуемое решение основано на неправильном применении норм материального и процессуального права, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 17 июня 2015 г. в части признания за М. право на получение единовременной компенсационной выплаты и обязания Министерства здравоохранения Новосибирской области заключить с М. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты - отменить, постановить по делу в указанной части новое решение.
Отказать М. в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Новосибирской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Новосибирской области Р. удовлетворить в полном объеме.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.