Судья Забайкальского краевого суда Смоляков П. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
по жалобе заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу,
на решение судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 19 мая 2015 года,
дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении:
Тарховой О. А., "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирском федеральному округу М.Н. Шалюхиной N от 20 марта 2015 года О.А. Тархова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 КоАП РФ, и подвернута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" (л.д. 8-11).
Решением судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 19 мая 2015 года приведённое постановление отменено, производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения (л.д. 66-71).
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирском федеральному округу М.Н. Шалюхина просит решение судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение (л.д. 74-78).
При рассмотрении жалобы приняла участие О.А. Тархова, которая против её удовлетворения возражала.
Выслушав О.А. Тархову и исследовав материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 15.13 КоАП РФ административная ответственность наступает за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из отсутствия в действиях (бездействии) О.А. Тарховой, как директора общества "данные изъяты" состава административного правонарушения.
Данный вывод преждевременен, так как сделан без соблюдения требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ определяет, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
О.А. Тарховой инкриминируется нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей при подаче декларации в электронной форме об объёмах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей общества с ограниченной ответственностью "Бирсервис" за IV квартал 2014 года, которая в надлежащем формате была подана только 23 января 2015 года (полагавшийся срок подачи - до 20 января 2015 года).
Судьёй районного суда установлено, что данная декларация направлена в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирском федеральному округу 20 января 2015 года, однако вследствие нарушения формата представления была принята лишь 23 января 2015 года.
На этом основании сделан вывод об отсутствии допущенных О.А. Тарховой нарушений соответствующих порядка и сроков.
Вместе с тем, не учтено следующее.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объёма готовой продукции, обязаны осуществлять учёт и декларирование объёма их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 4 этой же статьи порядок учёта объёма производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учёта использования производственных мощностей, объёма собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объёме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила представления деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 года N 815, (далее - Правила).
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Приказом Росалкогольрегулирования от 5 августа 2013 года N 198 утверждён формат представления в форме электронного документа деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Пунктом 21 Правил установлено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с Правилами. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приёме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям) по телекоммуникационным каналам связи. При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днём её представления считается дата её отправки.
При этом отправкой декларации считается её представление в формате, исключающем невозможность её принятия (отказа в принятии).
О.А. Тархова также утверждает, что причиной нарушения явился сбой программного обеспечения, но доказательства названного обстоятельства в дело не представлены, равно как и того, что она принимала меры по выяснению причин неполучения квитанции о приёме декларации в форме электронного документа.
Согласно пункту 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом.
Таким образом, не исключалось представление соответствующей декларации заблаговременно, до 20 января 2015 года 14 часов 20 минут (л.д. 17) - когда она представлена фактически - с тем, чтобы допущенное нарушение могло быть исправлено.
Обжалуемый судебный акт должен быть отменён, а дело - возвращено на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Читы Забайкальского края. Предусмотренный положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не истёк.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
отменить решение судьи Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 19 мая 2015 года и возвратить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
КОПИЯ ВЕРНА: судья П.Н. Смоляков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.