Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе,
председательствующего - судьи П.Н. Смолякова,
судей -А.А. Толстоброва и А.А. Карабельского,
при секретаре - О.В. Фёдоровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 11 августа 2015 года,
гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Читинского природоохранного межрайонного прокурора об оспаривании бездействия администрации городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" Забайкальского края, связанного со сбором и вывозом мусора и бытовых отходов на территории городского поселения,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского поселения "Атамановское" муниципального района "Читинский район" Забайкальского края,
на решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 17 июня 2015 года,
которым постановлено:
"Исковые требования Читинского природоохранного межрайонного прокурора к администрации городского поселения "Атамановское" удовлетворить.
Возложить на администрацию городского поселения "Атамановское" (ИНН 7524012447, ОГРН 1057524018837, дата регистрации 01.12.2005) обязанность организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с мест 5 несанкционированных свалок, расположенных: в 150 метрах с северовосточной стороны от санкционированной свалки ИП Волощук И.П. (Забайкальский край, Читинский район, а/д "Чита-Забайкальск" км. 23, вл. 1) с обеих сторон протекающего ручья (на протяжении 100 метров); в 70 метрах с восточной стороны от санкционированной свалки ИП Волощук И.П.; в 1 км. в северо-западном направлении от санкционированной свалки ИП Волощук И.П., с правой стороны проселочной дороги (в 50 м. от пересечения просёлочной дороги и автодороги "Чита-Забайкальск"), и в 200 метрах от автодороги "Чита-Забайкальск" (по обе стороны проселочной дороги), в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи П.Н. Смолякова, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности Читинского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с указанным заявлением (л.д. 3-8), ссылаясь на то, что в ходе проверки по вышеназванному адресу выявлены несанкционированные свалки, образовавшиеся в результате незаконного бездействия Государственной лесной службы Забайкальского края и администрации городского поселения "Атамановское" (далее - администрация). С учётом уточнения требований (л.д. 59-60) просил обязать администрацию в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу с них мусора и бытовых отходов.
Судом принято приведённое решение (л.д. 65-69).
В апелляционной жалобе (л.д. 65-66) представитель администрации А.М. Бянкина ставит вопрос об отмене решения суда. Поясняет, что несанкционированные свалки расположены на территории, относящейся к лесному фонду, в связи с чем обязанность по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов должна быть возложена на Государственную лесную службу Забайкальского края.
Относительно жалобы представителем Государственной лесной службы Забайкальского края А.С. Головиным представлены возражения в письменной форме (л.д. 90-93).
В суде апелляционной инстанции представитель администрации К.М. Бянкина жалобу поддержала, прокурор Читинской природоохранной межрайонной прокуратуры А.В. Солодов против её удовлетворения возражал.
Государственная лесная служба Забайкальского края представителя для участия в деле не направила, о времени и месте судебного заседания извещена (л.д. 88, 98, 99).
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 13 этого же закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу означенных норм на администрацию, таким образом, возложены обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов на территории городского поселения.
Как следует из материалов дела (л.д. 11-16, 27) и верно установлено судом первой инстанции, на территории городского поселения "Атамановское" Читинского района (вблизи посёлка Атамановка) в районе санкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, размещённой на предоставленном индивидуальному предпринимателю И.П. Волощуку участке по адресу: автодорога "Чита-Забайкальск" км. 23, вл. 1, выявлен ряд несанкционированных свалок, а именно:
- с обеих сторон ручья (на протяжении 100 метров), расположенного в 150 метрах с северо-восточной стороны от санкционированной свалки;
- в 70 метрах с восточной стороны от санкционированной свалки;
- в 50 метрах по правую сторону и в 200 метрах по обе стороны просёлочной дороги, на которую имеется съезд с автодороги "Чита-Забайкальск", расположенный в 1 километре в северо-западном направлении от санкционированной свалки.
Наличие несанкционированных свалок, выявленных природоохранным прокурором, администрацией не оспаривалось.
Разрешая спор, суд полно и правильно установил обстоятельства дела, дал соответствующую статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оценку представленным сторонами доказательствам, применил подлежащие применению нормы действующего законодательства, в том числе упоминавшиеся ранее положения федеральных законов, и пришёл к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований, поскольку администрацией не исполняются возложенные на неё обязанности по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов с территории городского поселения.
Возложение судом на администрацию соответствующих обязанностей в полной мере направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с лесным законодательством лицом, ответственным за ликвидацию спорных несанкционированных свалок, является Государственная лесная служба Забайкальского края, отклоняются.
Нахождение свалок на территориях земель лесного фонда само по себе не освобождает администрацию от законных обязанностей по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов с территории городского поселения "Атамановское", включая расположенный в её границах лесной массив.
При таком положении обжалуемое решение должно быть оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить решение Центрального районного суда города Читы Забайкальского края от 17 июня 2015 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий П.Н. Смоляков
Судьи А.А. Толстобров
КОПИЯ ВЕРНА: А.А. Карабельский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.