Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Р.С. Ибрагимова,
при секретаре Л.Г. Имамиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.Н. Малахова об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В.Н. Малахов обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что результаты кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", значительно превышают его рыночную стоимость, что влечет за собой увеличение налоговой базы, тем самым нарушаются права заявителя как собственника недвижимости и плательщика земельного налога.
Заявитель просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты"), общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , указав ее равной рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей, а также взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании представитель заявителя Е.С. Адельшина поддержала свои требования.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Р.И. Набиев заявленным требованиям возражал, указывая, что заключение N ... от "дата" года эксперта "данные изъяты" выполнено с нарушениями требований законодательства и методологии оценочной деятельности.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" А.А. Рахматуллина не согласилась с заявленными требованиями.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет муниципального образования города Лениногорск надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, при этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Судом установлено, что Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N1102 от 24 декабря 2010 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, определенные по состоянию на 01 января 2010 года.
После принятия и опубликования постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N1102 от 24 декабря 2010 года и утвержденные им результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта по Республике Татарстан были направлены в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в государственный кадастр недвижимости внесены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2010 года, утвержденные названным постановлением.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним В.Н. Малахов является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты"), общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Из кадастровой справки следует, что кадастровая стоимость названного земельного участка была установлена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N1102 от 24 декабря 2010 года.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика земельного налога, В.Н. Малахов обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Обращаясь с требованием о внесении изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, заявителем в подтверждение своих доводов суду представлен отчет N ... от "дата" года об определении рыночной стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты"), общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , составленный "данные изъяты" по инициативе В.Н. Малахова, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года составила "данные изъяты" рублей.
В связи с наличием противоречия относительно достоверности и правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, определенной по инициативе заявителя, судом по делу проведена экспертиза.
Согласно заключению N ... от "дата" года эксперта "данные изъяты" отчет N ... от "дата" года об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный "данные изъяты", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, что влияет на уровень точности величины рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт указал о том, что величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ... составляет "данные изъяты" рублей.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что заключение N ... от "дата" года эксперта "данные изъяты" в полном объеме соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является мотивированным, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы, имеющие однозначное толкование.
Заключение подготовлено профессиональным экспертом, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, он в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам представителя заинтересованного лица экспертом даны обоснованные ответы на все поставленные судом вопросы.
Суд в данном случае не находит оснований ставить под сомнение компетенцию эксперта, а также достоверность экспертного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достаточности доказательств.
Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о нарушении экспертом требований Федеральных стандартов оценки N1,3,7, утвержденных приказами Министерства экономического развития Российской Федерации, суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном их толковании и приведены в отрыве от контекста заключения.
Экспертом дана надлежащая оценка отчету N ... от "дата" года "данные изъяты", произведенному специалистом расчету стоимости объекта недвижимости.
Для установления достоверности итоговой рыночной стоимости эксперт определил рыночную стоимость земельного участка на 01 января 2010 года. При этом объекты-аналоги подобраны корректно, проведены все необходимые корректировки на различия между объектами. Описание расчетной части экспертом приведено в полном объеме с указанием ссылок на использованные источники информации, которые позволяют проверить достоверность результатов и выводов.
Суд соглашается с приведенными выводами судебного эксперта, поскольку они подтверждаются материалами дела.
Данных, свидетельствующих о том, что экспертное заключение содержит недостоверные сведения, выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, так же как и подтверждения необъективности проведенного исследования и пристрастности эксперта, материалы дела не содержат.
Допустимых доказательств о том, что рыночная стоимость земельного участка является иной, нежели указано в экспертном заключении, суду не представлено.
Как разъяснено в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении N ... от "дата" эксперта "данные изъяты".
Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права заявителя как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Следовательно, В.Н. Малахов, являясь собственником земельного участка, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
В пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Учитывая, что В.Н. Малахов обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в декабре 2014 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года.
При рассмотрении данного гражданского дела определением Верховного Суда Республики Татарстан от 01 апреля 2015 года была назначена судебная экспертиза.
В соответствии с абзацем 2 части второй статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
В силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
Частью третьей статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
Расходы "данные изъяты" по производству экспертизы в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек не оплачены.
При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает, что величина рыночной стоимости земельного участка, установленной судебной экспертизой, значительно превышает величину рыночной стоимости объекта, определенной отчетом N ... от "дата" года, поэтому решение суда по настоящему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица (административного ответчика), не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что заявителем реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной вышеназванного объекта недвижимости, представленный им отчет не мог быть принят в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости земельного участка, в целях устранения данного недостатка судом была назначена судебная экспертиза, расходы по которой необходимо отнести на счет В.Н. Малахова. В связи с чем с заявителя в пользу "данные изъяты" надлежит взыскать в возмещение расходов по проведению экспертизы денежную сумму в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
С учетом данных обстоятельств, суд не находит оснований для возложения на заинтересованное лицо (административного ответчика) обязанностей по возмещению понесенных заявителем при подачи заявления судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты"), общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором В.Н. Малаховым подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 01 января 2014 года.
В удовлетворении заявления В.Н. Малахова о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей отказать.
Взыскать с В.Н. Малахова в пользу "данные изъяты" в возмещение расходов по проведению экспертизы "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Р.С. Ибрагимов
Справка: решение принято судом в окончательной форме 14 сентября 2015 года.
Судья Р.С. Ибрагимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.