Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Паюсовой Е.Г.
судей Русанова Р.А., Макаровой Ю.М.,
при секретаре Шалаевой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Лавренчука "данные изъяты" к Администрации г.Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс; по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Центральная дирекция инфраструктуры к Лавренчуку "данные изъяты" о возложении обязанности снести самовольную постройку,
по апелляционной жалобе представителя Лавренчука Н.Ф. - Раут Д.И.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 16 апреля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Лавренчука "данные изъяты" к Администрации г.Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс - отказать.
Исковые требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворить.
Обязать Лавренчука "данные изъяты" освободить часть земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в федеральной собственности и принадлежащего ОАО "РЖД" на праве аренды, путем сноса (демонтажа) гаражного бокса "адрес", своими силами и за счет собственных средств.
Установить Лавренчуку "данные изъяты" срок для выполнения обязанности по освобождению земельного участка путем сноса (демонтажа) гаражного бокса "адрес" в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения обязанности Лавренчуком "данные изъяты" по освобождению земельного участка путем сноса (демонтажа) гаражного бокса в установленный судом срок предоставить ОАО "РЖД" право произвести снос (демонтаж) гаражного бокса за счет Лавренчука "данные изъяты".
Взыскать с Лавренчука "данные изъяты" в пользу ОАО "РЖД" государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лавренчук Н.Ф. обратился в суд с иском к Администрации г.Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс. Требования мотивировал тем, что он является членом Некоммерческого партнерства гаражного общества "Магистраль". По договору купли-продажи от 25.06.2011 года приобрел в собственность у "данные изъяты" гаражный бокс, расположенный по адресу: "адрес". На основании справки от 25.09.2013 года паевые взносы за спорный гаражный бокс внесены полностью, задолженности не имеется. На гараж имеется кадастровый и технический паспорта, в соответствии с которыми гаражный бокс был построен в 1991 году и по состоянию на 26.08.2009 года имеет общую площадь 23,3 кв.м. Земельный участок, занимаемый гаражным боксом истца, предоставлялся непосредственно для строительства гаражей кооперативу. Согласно протоколу от 29.08.1991 года членами ГТ "Магистраль" было принято решение о его создании. Письмом Главного управления архитектуры и градостроительства N "данные изъяты" от 18.09.1991 года был согласован и рекомендован к утверждению рабочий проект индивидуальных гаражей боксового типа. Гаражный бокс соответствует всем нормам по противопожарной безопасности, санитарным правилам и нормам, СНИПам. Истец просил признать за ним право собственности на гаражный бокс, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 26,1 кв.м.
Третье лицо с самостоятельными требованиями на стороне ответчика ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала - Центральная дирекция инфраструктуры обратилось к Лавренчуку Н.Ф. с иском о возложении обязанности снести самовольную постройку, мотивированным тем, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю и ОАО "РЖД" заключен договор аренды N "данные изъяты" от 06.06.2007 года в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка. На указанной территории находится гаражный бокс по адресу: "адрес", общей площадью 23,3 кв.м., возведенный Лавренчуком Н.Ф. без надлежащего соблюдения процедуры по выборке и предоставлению земельного участка для строительства, предусмотренной законодательством на момент возникновения отношений, что нарушает права ОАО "РЖД" как арендатора указанного земельного участка. Полагает, что спорный гаражный бокс является самовольной постройкой, в связи с чем просили суд обязать Лавренчука Н.Ф. освободить самовольно занятую часть земельного участка, переданного ОАО "РЖД" в лице филиала - Центральная дирекция инфраструктуры на праве аренды, путем сноса самовольно возведенного гаражного бокса N "данные изъяты" общей площадью 23,3 кв.м. по адресу: "адрес" своими силами и за счет собственных средств. В случае отказа от добровольного исполнения решения суда в 10-дневный срок после вступления в законную силу предоставить ОАО "РЖД" право произвести снос (демонтаж) гаражного бокса за счет ответчика с последующим взысканием необходимых расходов, а также взыскать оплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Лавренчука Н.Ф. - Раут Д.И просит отменить решение суда, указывая, что спора судом не дана надлежащая оценка факту нахождения гаражного бокса в пользовании предыдущего владельца "данные изъяты" более 15 лет и тому обстоятельству, что в течение всего установленного законом периода для возникновения права собственности в силу приобретательной давности какие-либо споры по владению дачной недвижимостью отсутствовали и никто из третьих лиц не истребовал имущество из владения Зелинских А.С, что в совокупности свидетельствует о его добросовестном владении. Выводы суда о том, что срок исковой давности не распространяются на требования ОАО "РЖД" в силу прямого указания закона, находит неверными, как и вывод суда о том, что действие договора субаренды между НПГО "Магистраль" и ОАО "Российские железные дороги" на момент обращения в суд прекращено.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя истца-ответчика Лавренчука Н.Ф. - Раута Д.И., представителя третьего лица НПГО "Магистраль" Ульяничеву О.Ф., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ОАО "Российские железные дороги" Булатова А.А., согласного с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, а также вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений ч. 2 ст. 28 и ч. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов N "данные изъяты" от 16 июля 1991 года был зарезервирован земельный участок для проведения проектно-изыскательных работ с предварительным согласованием Красноярским отделением железной дороги места расположения индивидуальных гаражей боксового типа размером в плане 3,2 х 6,0 метра по осям каждый на земельном участке площадью до 0,03 га в Железнодорожном районе согласно прилагаемой ориентировочной схеме по "адрес" вдоль железной дороги. Контроль за формированием кооператива (товарищества) возложен на Исполком Железнодорожного райсовета, технический надзор за строительством - на Управление ГАСКа ГУАГ.
Во исполнение указанного решения рабочий проект индивидуальных гаражей боксового типа (проектная организация "Желдорпроект"), расположенных по "адрес" вдоль железной дороги со следующими объемно-планировочными показателями: площадь застройки - 554,4 кв.м., строительный объем - 1 330,56 куб.м., количество боксов - 27, размеры боксов 3,2 x 6 м., согласован и рекомендован к утверждению Главным управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов, о чем свидетельствует письмо от 10.09.1991 года N "адрес".
Согласно письму N "данные изъяты" от 27.04.1994 года Красноярский межрайонный комитет по охране природы не имел возражений против размещения 28 индивидуальных гаражей боксового типа гаражно-строительного общества "Магистраль" на участке площадью 0,03 га в "адрес" вдоль железной дороги.
Согласование размещения капитальных гаражей по адресу: "адрес", при условии обеспечения содержания прилегающей к гаражу территории в надлежащем состоянии получено также от УВД Железнодорожного района г.Красноярска, что подтверждается справкой от 02.05.2007 года на имя председателя ГК "Магистраль".
Лавренчуком Н.Ф. спорный гаражный бокс был приобретен у "данные изъяты" в соответствии с договором купли-продажи от 25.06.2011 года, что также подтверждается распиской о передаче денежных средств, представленной в материалы дела.
Согласно справке председателя НПГО "Магистраль" от 25.09.2013 года, Лавренчук Н.Ф. является членом НПГО "Магистраль", паевой взнос за принадлежащий ему гараж, расположенный по адресу: "адрес", полностью выплачен, что также подтверждается выпиской решением общего собрания НПГО "Магистраль" от 02.09.2014 года, в соответствии с которой из состава кооператива был исключен "данные изъяты" и принят Лавренчук Н.Ф. в связи с приобретением спорного гаражного бокса.
В соответствии с кадастровым паспортом помещения от 30.09.2009 года гаражный бокс "адрес", имеет кадастровый номер "данные изъяты" общая площадь помещения составляет 23,3 кв.м. (т.1. л.д. 32).
Из кадастрового плана территории следует, что спорный гаражный бокс под "адрес" находится в полосе отвода железной дороги.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" (федеральная собственность, предоставленный в аренду ОАО "РЖД", разрешенное использование - полоса отвода железной дороги), в состав данного участка входит и участок с кадастровым номером "данные изъяты" (вдоль полосы отвода, на котором расположен спорный гаражный бокс).
Собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель: земли поселений, площадью 1 567 888 кв.м., по адресу: "адрес" является Российская Федерация.
В соответствии с выпиской из ЕГРП, предоставленной Управлением Росреестра по Красноярскому краю от 02.12.2014 года "данные изъяты", земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" передан в аренду с 06.06.2007 года по 05.06.2056 года.
06.06.2007 года между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю и ОАО "Российские железные дороги" заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N "данные изъяты", в соответствии с которым ОАО "РЖД" предоставлен за плату земельный участок площадью 1 567 888 кв.м. из категории земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес", для размещения и эксплуатации магистральных железнодорожных линий и других объектов железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги. Срок аренды 49 лет, с 06.06.2007 года по 05.06.2056 год. Согласно пункту 4.3.2 договора аренды арендатор имеет право передать участок в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия настоящего договора без согласия его собственника при условии уведомления арендодателя.
Из кадастрового плана земельного участка следует, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" имеет разрешенное использование - занимаемые полосой отвода железной дороги, площадь 1567888 кв.м.
Из актов осмотра земельного участка от 25.06.2013 года, 12.08.2013 года составленных комиссиями ОАО "РЖД" в ходе осмотра земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" следует, что на указанной территории расположено 13 гаражей Некоммерческого партнерства гаражное общество "Магистраль", представляющих собой нежилое одноэтажное строение с бетонным фундаментом, внешние капитальные стены оштукатурены и окрашены. В соответствии со ст. 130 ГК РФ указанное строение обладает всеми признаками объекта недвижимости.
Согласно договору субаренды земельного участка N "данные изъяты" от 23.06.2009 года между ОАО "Российская железная дорога" и HПГО "Магистраль" последнему за плату во временное пользование и владение был передан земельный участок в полосе отвода железной дороги, расположенный по адресу: "адрес" площадью 364 кв.м., в границах, указанных в межевом деле. Из акта приема-передачи земельного участка от 23.07.2009 года следует, что НПГО "Магистраль" был передан земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"
В соответствии с пунктом 1.4 указанного договора целью использования участка является размещение и эксплуатация гаражных боксов. Срок договор субаренды установлен 11 месяцев со дня подписания с возможностью продления на неопределенный срок. Учитывая, что до окончания договора ни одна из сторон не уведомила другую о прекращении действия договора, он считался продленным на неопределенный срок, в связи с чем его расторжение по инициативе одной из сторон возможно на основании ч. 2 ст. 610 ГК РФ.
Согласно уведомлению от августа 2012 года об отказе от договора субаренды, направленному филиалом ОАО "РЖД" Красноярская железная дорога председателю HПГО "Магистраль", ОАО "РЖД" уведомило НПГО "Магистраль" об отказе от договора субаренды в силу ч. 2 ст. 610 ГК РФ, указало на необходимость освободить земельный участок в течение трех месяцев с момента получения извещения и возвратить его ОАО "РЖД" по акту приема-передачи. В данном уведомлении содержится указание на то, что арендная плата по договору субаренды подлежит перечислению до возврата участка по акту приема-передачи. Данное уведомление получено председателем НПГО "Магистраль" 26.09.2012 года.
До настоящего времени указанный земельный участок от НПГО "Магистраль" ОАО "РЖД" не передан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Лавренчука Н.Ф. о признании за ним права собственности на гаражный бокс и обязывая его освободить часть находящегося в федеральной собственности и занимаемого гаражом земельного участка путем его сноса (демонтажа), суд первой инстанции исходил из установленных по делу фактических обстоятельств, свидетельствующих о нахождении спорного гаража на земельном участке, находящемся в федеральной собственности и переданном в аренду ОАО "Российские железные дороги", в связи с чем гараж фактически находится в полосе отвода железной дороги для которой специальными законами установлен особый режим использования при условии соблюдения требований безопасности движения железнодорожного транспорта. При этом, договор субаренды, заключенный между ОАО "РЖД" и НП гаражным обществом "Магистраль", в котором расположен в числе других и спорный гаражный бокс Лавренчука Н.Ф., на момент рассмотрения спора расторгнут по инициативе субарендодателя ОАО "РЖД". При этом, HПГО "Магистраль" не является правопреемником ГСО "Магистраль" и ГК "Магистраль", которым в 1991 году было согласовано строительство гаражей, а доказательств предоставления уполномоченным органом земельного участка для строительства гаражей непосредственно HПГО "Магистраль" или Лавренчуку Н.Ф., суду не представлено, ввиду чего судом спорное капитальное строение признано самовольном постройкой, которая подлежит сносу.
Судебная коллегия не соглашается с оценкой судом первой инстанции установленных по делу фактических обстоятельств, поскольку находит ее противоречащей представленным в деле доказательствам, требованиям об обоснованности и справедливости судебного решения, что стало возможным в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Однако, из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов N "данные изъяты" от 16 июля 1991 года был зарезервирован земельный участок для проведения проектно-изыскательских работ с предварительным согласованием Красноярским отделением железной дороги места расположения индивидуальных гаражей боксового типа размером в плане 3,2 х 6,0 метра по осям каждый на земельном участке площадью до 0,03 га в Железнодорожном районе согласно прилагаемой ориентировочной схеме по "адрес" вдоль железной дороги. Контроль за формированием кооператива (товарищества) возложен на Исполком Железнодорожного райсовета, технический надзор за строительством - на Управление ГАСКа ГУАГ.
Во исполнение указанного решения был разработан рабочий проект индивидуальных гаражей боксового типа (проектная организация "Желдорпроект"), расположенных по "адрес" вдоль железной дороги со следующими объемно-планировочными показателями: площадь застройки - 554,4 кв.м., строительный объем - 1 330,56 куб.м., количество боксов - 27, размеры боксов 3,2 x 6 м., согласован и рекомендован к утверждению Главным управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов, о чем свидетельствует письмо от 10.09.1991 года N "данные изъяты".
Из пояснений в суде апелляционной инстанции председателя НПГО "Магистраль" "данные изъяты" следует, что ГК "Магистраль", ГСО "Магистраль" и НГПО "Магистраль" это фактически один и тот же кооператив, члены этих Обществ одни и те же люди. Председатель, который был до "данные изъяты", уехал на постоянное место жительство за границу, документы на кооператив никому не передал, восстановить их не смогли, поэтому вынуждены были учредить новый кооператив с одноименным названием - НПГО "Магистраль". У нее самой есть гараж в этом кооперативе, но не в одном ряду с гаражом Лавренчука Н.Ф., а в другом. Лавренчук Н.Ф. является законным собственником гаража, купил его у прежнего собственника "данные изъяты", который являлся членом кооператива, полностью выплатившим пай. Сейчас Лавренчук Н.Ф. является членом кооператива, которому земельный участок под строительство гаражей в 1991 году был выделен на законных основаниях властями города согласно порядку, существовавшему в тот период времени. Поэтому спорный гараж не может считаться самовольным. Гараж Лавренчука Н.Ф. крайний в ряду и расположен ближе к железной дороге, на расстоянии около 25 метров и отгорожен металлическим забором, выстроенным ОАО "РЖД".
В деле представлены копии документов, связанных с деятельностью ранее существовавшего ГТ Магистраль", а именно Протокол от 26.08.1991 года собрания членов товарищества, согласно которому председателем кооператива был избран "данные изъяты"., а казначеем "данные изъяты" (т.2, л.д. 81, 179).
Письмом начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Исполкома Красноярского городского Совета народных депутаток В.Н. Чепижко за N "данные изъяты" от 15.05.1991 года, адресованного начальнику Грузового двора станции Красноярск "данные изъяты" избранному казначеем ГТ "Магистраль", согласован и рекомендован к утверждению рабочий проект индивидуальных гаражей боксового типа, расположенных по адресу "адрес", вдоль железной дороги со ссылкой на решение ГИК от 16.07.1991 года N "данные изъяты" (т.2, л.д. 84 и 176).
Имеется также письмо Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Зотина А.В. от 2007 года, адресованное председателю гаражного кооператива "Магистраль" "данные изъяты" которым согласовано размещение капитальных железобетонных гаражей по "адрес" (т.2, л.д. 85 и 174).
Письмом заместителя председателя Красноярского межрайонного Комитета по охране природы Семушева Н.Д. от 27.04.1994 года согласовано ГСО "Магистраль" размещение 28 индивидуальных гаражей боксового типа на участке площадью 0,03 га в "адрес" вдоль железной дороги при выполнении определенных условий (т.2, л.д. 86 и 175).
Существующий в настоящее время НПГО "Магистраль" учрежден на основании Протокола N 1 Общего Собрания от 09.08.2006 года. Местом его нахождения является адрес "адрес", что подтверждается его Уставом (т. 2, л.д. 181-187), Учредительным договором (т.2, л.д. 170), Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (т.2, л.д. 171), Свидетельством о государственной регистрации юридического лица (т.2, л.д. 173). При этом, одним из учредителей является ывший председатель ГК "Магистраль" "данные изъяты"
Из Списка членом НПГО "Магистраль" следует, что одним из его членов является Лавренчук Н.Ф. (т.2, л.д. 168-169). Согласно Протоколу N 1 от 01.12.2015 года председателем Гаражного кооператива "Магистраль" был назначен "данные изъяты" который также является членом НПГО "Магистраль".
Совокупность вышеприведенных документов свидетельствуют о том, что ГСО "Магистраль", ГК "Магистраль" и ныне существующее НПГО "Магистраль" фактически являются одним и тем же обществом как по месторасположению, так и по составу их членов, первый из них был создан еще в 1991 году в целях строительства индивидуальных гаражных боксов для удовлетворения потребностей жильцов многоквартирного жилого дома "адрес", заселяемого работниками ОАО "РЖД", которому был отведен в установленном в тот период времени порядке земельный участок для строительства этих гаражных боксов и выданы все необходимые согласования, ввиду чего названные гаражные боксы, созданные в 90-е годы таким организованным способом, в том числе спорный гаражный бокс, принадлежащий Лавренчуку Н.Ф., не могут считаться самовольным строительством.
Из технического заключения ОАО "Территориальный градостроительный институт "Красноярскгражданпроект" от 14.04.2014 года N "данные изъяты" следует, что обследуемый объект, гаражный бокс "адрес", относится к 3-му уровню ответственности в соответствии с пунктом 9.1 ГОСТ.Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкции и оснований". Техническое состояние всех основных несущих и ограждающих конструкций гаражного бокса N41 оценивается как работоспособное, они могут быть использованы по своему назначению. Обследуемый гаражный бокс "адрес", является объектом завершенного строительства. Техническое состояние строительных конструкций, качество строительно-монтажных работ, примененные материалы, тепловлажностный режим соответствуют действующим строительным нормам и правилам и обеспечивают дальнейшую безопасную эксплуатацию гаражного бокса N "данные изъяты" по назначению.
По заключению N "данные изъяты" от 17.04.2014 года ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Красноярскому краю гаражный бокс, расположенный по адресу: "адрес", соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, установленных законодательными и нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 12.05.2014 года N "данные изъяты" условия размещения спорного гаража N "данные изъяты" на одно машиноместо в составе гаражного комплекса по адресу: "адрес" соответствует требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, предусмотренных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Планировочное устройство гаражного бокса обеспечивает безопасные условия для его использования. Условия размещения гаражного бокса N "данные изъяты" гражданина Лавренчука Н.Ф. для легкового автотранспортного средства на одно машиноместо, расположенный по адресу: "адрес" соответствуют требованиям государственных санитарных правил и нормативов.
При таких обстоятельствах спорный гаражный бокс не является объектом самовольного строительства также и по признаку его соответствия градостроительным и строительным нормам и правилам и ввиду отсутствия существенных нарушений этих правил, как на то указано в статье 222 ГК РФ.
К тому же, отношения по выделению земельного участка для строительства гаражей созданному гаражному кооперативу "Магистраль" имело место еще до введения в действие части 1 Гражданского кодекса РФ, содержащего статью 222 ГК РФ, ввиду чего иск ОАО "РДЖ", заявленный к Лавренчуку Н.Ф. не подлежал удовлетворению по указанному в нем основанию, такому как самовольное строительство.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений ч. 2 ст. 28 и ч. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, при предоставлении ГК "Магистраль" в 1991 году земельного участка для строительства гаражей был соблюден установленный на тот период времени разрешительный порядок согласования с уполномоченными органами, в отношении данного объекта не было установлено каких-либо ограничений или обременений. Введение ограничений на земельный участок, на котором расположены и с 1991 года существуют гаражные боксы гаражного кооператива "Магистраль", члены которого в 2006 году организовались в НПГО "Магистраль" в связи с утратой документов председателем старого кооператива, было произведено в связи с отнесением прилегающих к железнодорожным путям земель к категории полосы отвода железных дорог с их передачей в ведение ОАО "РЖД", что не свидетельствует о незаконности строительства боксов, поскольку правоотношения по законному выделению земельного участка гаражному кооперативу, а в конечном итоге его членам - собственникам гаражей, возникли значительно ранее последнего события.
При этом, каких-либо объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" на земельном участке где расположен спорный гаражный бокс, не имеется. Гаражные боксы НПГО "Магистраль" отгорожены от железнодорожного полотна металлическим забором, воздвигнутым ОАО "РЖД", расстояние от которого до ряда гаражных боксов, в котором находится спорный гараж, составляет около 5 метров, а от забора до железнодорожных путей еще около 20 метров. Участок железной дороги в этом месте прямой, что исключает влияние нахождения гаражей на видимость движущихся локомотивов, а следовательно не создает опасности для движения железнодорожного транспорта, а доказательств обратного суду со стороны ОАО "РЖД" не представлено.
Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. Право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.
При таких фактических обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для отказа в иске Лавренчука Н.Ф. и удовлетворения заявленного к нему иска ОАО "РЖД", в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены состоявшегося по делу решения, а также ввиду установления по делу всех юридически значимых для его разрешения по существу обстоятельств, которые неверно были оценены судом первой инстанции, полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Лавренчука Н.Ф. и об отказе в иске ОАО "РЖД" в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 16 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за Лавренчуком "данные изъяты" право собственности на гаражный бокс N "данные изъяты", назначение нежилое, общей площадью 23,3 кв.м., площадью застройки 26,1 кв.м., расположенный по адресу "адрес", кадастровый номер "адрес".
Исковые требования ОАО "Российские железные дороги" об обязании Лавренчука "данные изъяты" освободить часть земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в федеральной собственности и принадлежащего ОАО "Российские железные дороги" на праве аренды, путем сноса (демонтажа) гаражного бокса N "данные изъяты", общей площадью 23,3 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" своими силами и за счет собственных средств с предоставлением ОАО "РЖД" права произвести снос (демонтаж) указанного гаражного бокса самостоятельно в случае неисполнения этой обязанности Лавренчуком "данные изъяты", взыскании государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.