Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Шефер И.А., Черемисина Е.В.,
при секретаре Деменевой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Языковой Г. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске г. Томска о возложении обязанности включить периоды работы в специальный трудовой стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе представителя Языковой Г. М. Козьминых А. Ю. на решение Советского районного суда Томской области от 21 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шефер И.А., объяснения представителя истца Языковой Г.М. Козьминых А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области Драчевой С.Б., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Языкова Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томске Томской области (далее - ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области), в котором просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период работы в должности старшего фельдшера оперативного отдела областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" с 09.08.2001 по 05.09.2014 (13 лет 27 дней) в календарном исчислении; досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с 05.04.2015, а также взыскать с ответчика судебные расходы в размере /__/ рублей.
В обоснование исковых требований указала, что решением ответчика от 17.11.2014 N 4200 ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, заявленный период работы с 09.08.2001 по 05.09.2014 (13 лет 27 дней) в должности старшего фельдшера оперативного отдела ОГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" в специальный трудовой стаж не засчитан. Данный отказ считала незаконным, поскольку ее должность и учреждение, в котором она работала в спорный период, предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Языковой Г.М.
Представитель истца - Козьминых А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Полагал, что ответчиком неверно истолкована должность истца, поскольку ничем не предусмотрено, что должность фельдшера в оперативном отделе Станции скорой медицинской помощи не подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области Драчева С.Б. иск не признала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление, в котором указала, что ни фельдшер по приему вызовов, ни старший фельдшер оперативного отдела, осуществляющий руководство фельдшерами по приему вызовов, каких-либо функций по оказанию лечебной помощи не осуществляли, в связи с чем спорный период работы истца не может быть включен в специальный трудовой стаж.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель Языковой Г.М. Козьминых А.Ю. просит отменить решение суда и удовлетворить иск.
В обоснование указывает, что истец, являясь сотрудником оперативного отдела станции скорой медицинской помощи, занималась иной деятельностью по охране здоровья населения в виде круглосуточного оперативного управления и контроля за деятельностью выездных бригад скорой медицинской помощи, чем выполняла функцию оказания медицинской помощи гражданам на догоспитальном этапе. Отмечает, что должность истца (старший фельдшер) прямо предусмотрена Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, где не указано, в чем конкретно заключаются должностные обязанности лиц, поименованных в данном Списке.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца Языковой Г.М., извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Языкова Г.М. когда обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Томске Томской области от 17.11.2014 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Пенсионным органом установлен стаж лечебной деятельности, который составляет 16 лет 4 месяца 3 дня.
Разрешая заявленные требования о включении периода работы с 09.08.2001 по 05.09.2014 в должности старшего фельдшера оперативного отдела областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначении пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совмина РСФСР N 464 от 06.09.1991, работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности подлежала зачету в специальный трудовой стаж.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которым предусматривалась должность фельдшера, старшего фельдшера станций скорой медицинской помощи.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, а периоды работы после указанной даты -в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 постановления N 1066 от 22.09.1999.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и действующими на настоящий момент, предусматривается работа в должности фельдшера, старшего фельдшера станции скорой медицинской помощи.
Правительство РФ в пределах предоставленных ему полномочий определило ряд учреждений здравоохранения, отделений стационаров, а также должностей, в которых работа засчитывается в льготном исчислении. Должности "старшего фельдшера оперативного отдела станции скорой медицинской помощи" в списке должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, а также в действовавшем ранее Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, не указана.
Таким образом, требование истца о включении в специальный стаж периодов работы истицы с 09.08.2001 по 05.09.2014 в должности старшего фельдшера оперативного отдела областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" не подлежит удовлетворению, поскольку Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1066 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, такая должность не предусмотрена. В указанные периоды истицей, исходя из ее должностных обязанностей, не осуществлялась лечебная и иная работа по охране здоровья населения.
Судом первой инстанции, на основании пп. 8-12 Порядка оказания медицинской скорой помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179, действовавшим до 01.01.2014, приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", введенным в действие с 01.01.2014, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N541н, должностной инструкции старшего фельдшера структурного подразделения, утвержденной главным врачом ССМП Н.В. Родионовым 15.11.2013, Положения об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи, утвержденного главным врачом ССМП 07.05.2000, от 31.03.2008, штатного расписания Станции, правильно установлено, что работа старшего фельдшера оперативного отдела Областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" фактически носит технический, регистрационный характер, не связанный, прежде всего, с осуществлением непосредственной медицинской деятельности.
Доводы жалобы о том, что истец занималась иной деятельностью по охране здоровья населения в виде круглосуточного оперативного управления и контроля за деятельностью выездных бригад скорой медицинской помощи, чем выполняла функцию оказания медицинской помощи гражданам на догоспитальном этапе, судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 19 марта 2009 года N 310-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дергач Н. К. на нарушение ее конституционных прав положениями постановления Правительства Российской Федерации "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
После принятия постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного оснований включать в специальный стаж Языковой Г.М. период работы с 09.08.2001 по 05.09.2014 в должности старшего фельдшера оперативного отдела областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" не имеется. При таких обстоятельствах вывод суда об отказе во включении в специальный стаж вышеназванного периода трудовой деятельности Языковой Г.М. в должности старшего фельдшера оперативного отдела областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" судебная коллегия полагает правильным, основанным на действующем законодательстве.
Учитывая, что специальный стаж истца составляет менее 30 лет и она, соответственно, не имеет права на получение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд обоснованно отказал в назначении Языковой Г.М. досрочной трудовой пенсии по старости с 05 апреля 2015 года.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Языковой Г. М. Козьминых А. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.