Решение Калининградского областного суда от 06 августа 2015 г.
(Извлечение)
Судья Калининградского областного суда
Зеленский А.М.
при секретаре Колгановой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе Пузыревского В.В. на решение судьи Озёрского районного суда Калининградской области от 18 июня 2015 г., которым постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Л. от 06 марта 2015 года оставлено без изменения, жалоба Пузыревского В.В. - без удовлетворения
Исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Л. от 06 марта 2015 года глава администрации МО "Озерский городской округ" Пузыревский В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.73 Закона Калининградской области от 12 мая 2008 года N 244 "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях", ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размер 10000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, Пузыревский В.В. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Ссылается при этом на то обстоятельство, что поскольку полномочий главы администрации МО "Озерский городской округ" он стал исполнять с 01 января 2015 года, с учетом праздничных дней первым рабочим днем являлось 12 января 2015 года, постольку у него не имелось реальной возможности в течение двух рабочих дней не допустить нарушения Правил благоустройства, которые были выявлены 14 января 2015 года. Кроме того, утверждает, что указанное в постановлении место несанкционированной свалки является старым полигоном твердых бытовых отходов, прекратившим свою деятельность несколько лет назад.
Судьёй постановлено изложенное выше решение.
В жалобе на данное решение Пузыревский В.В. просит его отменить, ссылаясь на те же доводы.
Проверив законность вынесенного по делу решения, нахожу его подлежащим изменению.
В соответствии с распоряжением администрации МО "Озерский район" от 05 апреля 2013 года N Пузыревский В.В. назначен на должность главы администрации МО "Озерский район".
Законом Калининградской области от 10 июня 2014 года N320 "Об объединении поселений, входящих в состав Озерского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории" объединены территории Озерского городского поселения, Гавриловского сельского поселения, Новостроевского сельского поселения, Красноярского сельского поселения без изменения границ общей территории Озерского муниципального района, а общая территория Озерского муниципального района наделена статусом городского округа ("Озерский городской округ"). Этим же Законом установлено, что в результате объединения поселений прекращаются полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений, а органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района с 01 января 2015 года приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения городского округа.
В связи с утратой муниципальным образованием "Озерский район" статуса муниципального образования Озерский районный Совет депутатов Калининградской области 07 октября 2014 года принял решение N10, в соответствии с которым правопреемником органов местного самоуправления муниципального образования "Озерский район" по решению вопросов местного значения на соответствующей территории в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами признаны органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования "Озерский городской округ". Указанное решение вступило в законную силу с 01 января 2015 года.
Согласно решению Озерского районного Совета депутатов Калининградской области от 07 октября 2014 года N66 администрация муниципального образования "Озерский район" переименована в администрацию муниципального образования "Озерский городской округ".
Таким образом, на момент совершения административного правонарушения Пузыревский В.В. являлся должностным лицом администрации МО "Озерский городской округ".
Согласно Уставу МО "Озерский городской округ", принятому решением Озерского районного Совета депутатов Калининградской области от 02 октября 2014 года N5, к вопросам местного значения городского округа и к полномочиям администрации городского округа относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства территории городского округа (п.п.25, 26 ч.1 ст.6, п.26 ч.1 ст.31 Устава). В соответствии с ч.1 ст.24, п.4 ч.3 ст.24, ст.33 Устава глава городского округа является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. К полномочиям главы администрации городского округа относится, в частности, общее руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решения всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации городского округа.
В силу ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено консультантом АТИ (Службы) Калининградской области и усматривается из материалов дела, 14 января 2015 года в 16 часов 14 минут Пузыревский В.В., являясь должностным лицом - главой администрации МО "Озерский городской округ", не принял мер по санитарному содержанию основной территории МО "Озерский городской округ", допустил несанкционированное размещение свалки твердых бытовых отходов на территории МО "Озерский городской округ" по адресу: г.Озерск, ул.Багратиона по дороге на пос.Чистополье за кладбищем слева.
Место, в котором не организована уборка и вывоз мусора, находится в границах МО "Озерский городской округ".
Таким образом, факт совершения Пузыревским В.В. административного правоанрушения полностью доказан материалами дела.
Вместе с тем совершенное Пузыревским деяние подлежит переквалификации.
Так, согласно ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, из примечания к ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях следует, что предусмотренные настоящей статьей меры административной ответственности не применяются к правоотношениям, урегулированным федеральным законодательством в сфере экологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных требований, а также правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями чч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора России от 10 апреля 2007 года N 0100/36-37-07-32 на территории Российской Федерации действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест - общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых гражданских зданий, утвержденные Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Оставление бытовых отходов, оберточной бумаги, упаковочного материала и иного мусора вне мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для их сбора, складирование и хранение строительных материалов, изделий и конструкций, грунта, мусора, невыполнение работ по уборке указывают на нарушение санитарных, технических, экологических и иных требований, предъявляемых к накоплению, использованию, транспортированию, утилизации отходов (в том числе на территориях муниципальных образований).
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Таким образом, правила и нормы, предъявляемые к организации уборки и содержанию территорий, в том числе к сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в границах муниципальных образований, обстоятельно урегулированы обозначенными выше Федеральными законами и нормативными актами, соблюдение которых обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и исходя из установленных по делу обстоятельств, бездействие Пузыревского В.В. подпадает под диспозицию ст. 8.2 КоАП РФ.
Верховным Судом Российской Федерации (Определение от 24 июня 2015 года N 71-АПГ15-3) признана недействующей часть 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Между тем административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления законодательно не устранена.
Свое решение о признании недействующими положений ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях Верховный Суд РФ мотивировал именно тем обстоятельством, что правовое регулирование по данному вопросу уже существует на федеральном уровне и административная ответственность за нарушение соответствующих запретов и неисполнение обязанностей для граждан и юридических лиц предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (в частности, ст. 8.2 КоАП РФ), а установление административной ответственности региональным законом за аналогичные правонарушения создает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, порождая правовую неопределенность.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Так как санкции ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и ст. 8.2 КоАП РФ предусматривают для должностных лиц одинаковый размер наказания в виде штрафа, переквалификация деяния Пузыревского В.В. возможна и не ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление ведущего консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Л. от 06 марта 2015 года, решение судьи Озёрского районного суда Калининградской области от 18 июня 2015 изменить, переквалифицировать действия главы администрации Озерского городского округа Пузыревского В.В. с ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях на ст. 8.2 КоАП РФ.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения.
Судья
Калининградского областного суда Зеленский А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.